«4 дня в 25 кадре»: Премьера новой пьесы Оли Мухиной в «Мастерской Петра Фоменко»

Культурные новости

В московском театре «Мастерская Петра Фоменко» состоялась премьера новой пьесы Оли Мухиной «4 дня в 25 кадре», поставленной Евгением Каменьковичем. Спектакль, названный автором «поэтической мистерией в двух сериях», был создан специально для этого театра, где творчество Мухиной всегда находит отклик.

Сцена из спектакля `4 дня в 25 кадре`

Сцена из спектакля «4 дня в 25 кадре».

Творчество Оли Мухиной нередко вызывает неоднозначную реакцию, подобно тому, как фильмы Киры Муратовой однажды побудили Александра Розенбаума предложить ей «полечиться». В ответ на подобную критику, Кира Муратова лишь мудро замечала, что не отказалась бы от пребывания в хорошей клинике, чтобы поправить здоровье и погрузиться в мир собственных фантазий.

Еще в 1996 году, когда в «Мастерской Петра Фоменко» впервые была поставлена ее пьеса «Таня-Таня», Мухина столкнулась с острой критикой. Сегодня ее новая работа также вызывает полярные мнения, и некоторые называют ее «безумной», упуская из виду, что в современном абсурдном мире каждый из нас в той или иной мере находится на грани безумия.

Спектакль «4 дня в 25 кадре» начинается с декорации, представляющей табличку «Зябликово» с изображением птицы. Это название, как и «Бибирево» в ранней пьесе Мухиной «Таня-Таня», отсылает к идиллическому, но в то же время нереальному месту – большому саду, где царит вечное лето, поют птицы, женщины танцуют и смеются, а некий Охлобыстин (не обязательно Иван) их безмерно любит.

Однако «Зябликово» оказывается не просто райским уголком, а элитной психиатрической клиникой. Сценограф Евгения Шутина создала впечатляющую декорацию: в центре сцены расположилась клумба с роскошными, но мертвыми цветами. Этот образ вызывает ассоциации с современными крематориями, где создается умиротворяющая обстановка с экзотическими растениями и пением птиц для проводов усопших.

Зрители переносятся на своего рода «волшебную гору» – приют для измученных душ, обитающих в мире своих иллюзий, подобно героям романа Томаса Манна. Пациенты клиники молоды, одухотворены и предаются необычным занятиям: практикуют йогу, арт-терапию, «ловят» рыбу в клумбах и «собирают» грибы.

Один из центральных персонажей – «сумасшедший красавец» по имени Борис Бабочкин, отсылающий к образу знаменитого советского артиста. Его играет талантливый Борис Яновский, уже зарекомендовавший себя в студенческих постановках ГИТИСа. Родители отправили юношу в клинику, желая избавить его от зависимости от гаджетов, по аналогии с известным сюжетом о «холопе», отправленном на перевоспитание.

Мать Бориса, Таня (ее играет Серафима Огарева), вновь вызывает ассоциации с «Таней-Таней». Она появляется на сцене в шляпке из прозрачных крыльев и постоянно повторяет: «Все меня хотят», что указывает на ее навязчивое состояние, характерное для обитателей клиники. Ее сын Борис, в свою очередь, также произносит эту фразу о себе, испытывая одержимость идеализированной девушкой Ириной, напоминающей блоковскую Незнакомку.

Отец Бориса, Амбацрум Кабанян, играет Подлецова – красавца-нарцисса с говорящей фамилией. Семейная пара демонстрирует повышенный эротизм и пребывает в постоянной неге. Прямо на глазах у зрителей у Подлецова завязывается роман с его бывшей возлюбленной, экзальтированной продавщицей мороженого, которую играет Елизавета Бойко, и ее зовут также Таня. Авторы задаются вопросом: кем может стать ребенок, рожденный от «бабочки» (матери) и «нарцисса» (отца)? Возможно, «снежинкой», как часто называют ранимых представителей современного поколения двадцатилетних.

Среди персонажей также выделяется Ольга Леопардовна (Галина Кашковская), появляющаяся в леопардовом костюме. Ее образ сочетает в себе черты великой Книппер-Чеховой и архетипа «простой русской бабы с непростой кредитной историей». Эта «леопардовая дама» парадоксальным образом отвечает за кибербезопасность.

Среди пациенток клиники – чемпионка по гимнастике Ада (Роза Шмуклер), олицетворяющая одну из «трех сестер», в которых, по словам Оли Мухиной, «все мы заблудились». Также представлена мастер спорта по гребле Рая (Мария Геращенко) и множество других героинь в традиционных русских кокошниках, изображающих красавиц, находящихся в поиске своего идеального мужчины.

За порядком в клинике наблюдает охранник Магомед Магомедович (Игорь Войнаровский), говорящий с кавказским акцентом. Его поведение вызывает сомнения: он сам кажется одним из пациентов, и становится неясно, принадлежит ли он к миру больных или к надзирателям. Еще одной абсурдной деталью является периодически проносящийся по авансцене некий горизонтально расположенный объект, который оказывается крокодилом.

Использование экрана, призванного служить «увеличительным стеклом», воспринимается как излишнее и даже отвлекающее. Оно скорее выглядит как ирония над многочисленными постановками, злоупотребляющими этим приемом.

В новой пьесе Оли Мухиной отсутствует былое чувство легкости бытия, она звучит в ином тоне. И те, кто ранее был поклонником ее творчества, теперь стали «женщинами за сорок», о которых в пьесе «Таня-Таня» была знаменитая фраза: «Кто впустил в дом женщин за сорок». Они сами вошли в этот мир и теперь смотрят на него совершенно иначе.

Константин Белоусов
Константин Белоусов

Константин Белоусов. Экономист-аналитик, работавший в банковской сфере до перехода в журналистику. Одиннадцать лет объясняет сложные экономические процессы доступным языком. Его прогнозы и аналитика высоко ценятся читателями. Особенно интересуется влиянием мировой экономики на российские реалии и развитием финтех-индустрии.

Обзор новостей из мира софта