
Частные компании будут задействованы в реализации задач по формированию спутниковой группировки в рамках нового национального проекта «Космос». Одна из таких компаний, «Новый космос», занимается созданием группировки радиолокационных спутников «Окулус». В ходе недавнего Международного технологического конгресса-2025 (МТК) в парке «Патриот» генеральный директор «Нового космоса» Антон Алексеев дал интервью, в котором поделился информацией о ходе разработки радиолокационной группировки, потенциальных областях применения этой технологии на Земле, причинах интереса частного сектора к спутникостроению и важности увеличения числа подобных компаний в России.
- Расскажите о вашем участии в программе МТК-2025.
- Какую роль вы будете играть в достижении целей недавно принятого нацпроекта «Космос»?
- Как продвигается его разработка?
- Когда может быть развернута полноценная группировка из 12 спутников?
- Будет ли эта платформа интегрирована с платформой Госкорпорации как оператора единого фонда данных ДЗЗ?
- Можете рассказать о радиолокаторе с синтезированной апертурой «Аргос»?
- Насколько беспилотник локализован?
- Сколько беспилотников планируете изготовить в рамках этих двух контрактов?
- Как много частных спутников и вообще частных космических компаний нужно России?
Расскажите о вашем участии в программе МТК-2025.
«Новый космос» — это частная компания, специализирующаяся на IT и научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах (НИОКР), которая занимается разработкой радиолокаторов для беспилотных летательных аппаратов, а также для космического и наземного сегментов. Мы также предлагаем услуги по тематической обработке космических снимков. После привлечения нового раунда инвестиций в середине 2024 года, мы значительно активизировали наши разработки.
На Международном технологическом конгрессе мы впервые представили собственный стенд. В рамках конгресса мы участвовали в обсуждениях вопросов развития Северного морского пути, вели диалоги с делегациями и представителями дружественных стран, демонстрировали наши продукты и решения для наземного, воздушного и космического применения. Особо важными событиями стали наше участие в совещании по развитию рынка дистанционного зондирования Земли под руководством Госкорпорации и в сессии Министерства экономического развития России по развитию рынков в рамках ШОС и БРИКС. Кроме того, я выступил модератором и докладчиком на открытом заседании рабочей группы Министерства промышленности и торговли России по развитию спутникостроения и других изделий космической техники.
Какую роль вы будете играть в достижении целей недавно принятого нацпроекта «Космос»?
Мы принимали участие в качестве экспертов отрасли в процессе формирования самого национального проекта и входящих в него федеральных проектов. В настоящее время мы являемся членами совета по развитию рынка, созданного Госкорпорацией при нацпроекте. При этом наша основная и наиболее ответственная роль заключается в участии в федеральном проекте «Связь и дистанционное зондирование Земли» в качестве соисполнителей. Мы разрабатываем радарный спутник «Окулус», который призван укрепить технологический суверенитет России. Надеемся, что через несколько лет сможем с гордостью заявить о нашем вкладе в независимость страны в космической сфере.

Как продвигается его разработка?
Сейчас завершается доработка аванпроекта, уже сформировано техническое задание на полезную нагрузку — радар. Мы приступили к экспериментам по ключевому элементу такого спутника — активной фазированной антенной решетке (АФАР). Есть надежда, что в ближайшие полгода мы сможем представить значимые результаты испытаний, которые продемонстрируют нашу технологическую компетентность, в дополнение к уже имеющимся достижениям в области радаров для беспилотников.
После производства части АФАР мы сможем собрать ее полный вариант. Как только радар будет готов, останется только создать спутниковую платформу, провести настройку, сборку и запуск аппарата. Все необходимые расчеты, техническое предложение и концепция космического аппарата уже представлены в аванпроекте. Благодаря имеющимся инвестиционным возможностям у нас есть шанс значительно ускорить разработку.
По нашим оценкам, спутник мог быть готов к запуску в течение трех лет с момента начала активной фазы проекта. Сейчас с осторожным оптимизмом могу сказать, что есть возможность существенно сократить эти сроки, то есть успеть подготовить аппарат даже к 2028 году.
Когда может быть развернута полноценная группировка из 12 спутников?
Двенадцать космических аппаратов — это амбициозная цель, которая позволит достичь высокой оперативности получения радарных данных. В идеале хотелось бы иметь 20 или даже больше аппаратов. По сути, это обеспечит, например, «живой радарный мониторинг» всего арктического судоходного пути.
Лидеры зарубежного рынка из недружественных стран в настоящее время располагают группировками, включающими от 10 до 40 аппаратов. Объем нашей группировки, конечно, будет зависеть от генерируемой выручки и прибыли, но наш базовый план для проекта «Окулус» предполагает направлять практически все средства на увеличение количества аппаратов в группировке. Согласно расчетам, один аппарат сможет обновлять данные по всему Северному морскому пути каждые 2,5 суток. При наличии шести аппаратов это время сократится до порядка 6,5 часов.
Мы также приступили к формированию нашей информационной инфраструктуры и программного обеспечения. Первый прототип платформы для заказа снимков уже доступен на нашем сайте. Планируем внедрение модулей тематической обработки снимков в соответствии с запросами заказчиков.
Будет ли эта платформа интегрирована с платформой Госкорпорации как оператора единого фонда данных ДЗЗ?
У Госкорпорации в рамках национального проекта появляется бюджет, который позволит агрегировать запросы министерств и ведомств по съемке и приобретать снимки как с государственных аппаратов, так и у частных компаний. То есть для нас это один из тех клиентов, с которым мы хотели бы работать.
Вместе с тем, министерства, согласно действующему законодательству, могут и самостоятельно организовывать закупки, включая сервисы и аналитику на основе данных ДЗЗ. Кроме того, отдельными потребителями будут компании нефтегазового сектора и пользователи Северного морского пути. Чаще, конечно, потребителям нужна не столько сама съемка, сколько результаты аналитики, например — информация о вырубке лесов, площади нефтяного пятна, проседаниях вечной мерзлоты и так далее.
Можете рассказать о радиолокаторе с синтезированной апертурой «Аргос»?
Это направление является ответвлением от нашего первоначального проекта. Чтобы продемонстрировать инвесторам наши компетенции в области СВЧ-техники, было принято решение, учитывая запросы различных потребителей, создать радиолокатор для беспилотника.
В мире подобные радиолокаторы существуют, в России было несколько попыток, но комплексных серийных продуктов-изделий нет. Некоторые создавали радары, но не выходили на серийное производство, другие собирали экспериментальные беспилотники, но проекты завершались после старта.
У нас уже заключены два контракта на действующие изделия. Кроме того, в этом году планируем представить беспилотник самолетного типа с вертикальным взлетом и посадкой (VTOL). Ряду потребителей нужна такая технология для охвата больших территорий. Радиолокатор для БПЛА, как и на спутнике, способен в любое время суток и при любой освещенности выдавать изображение для принятия решений. Этот беспилотник обладает экспортным потенциалом. Возможно, за счет проекта «Аргос» мы получим дополнительное финансирование для развития наших спутниковых технологий.

Насколько беспилотник локализован?
Первый образец нам помог создать партнер, и вместе мы донастраивали опытный прототип. СВЧ-блок и антенна являются полностью нашей собственной разработкой, вся интеллектуальная собственность надлежащим образом оформлена. Да, некоторая мелкая микроэлектроника импортная, но пайку и сборку самих плат мы производим самостоятельно. В этом смысле уровень отечественного производства полезной нагрузки крайне высокий.
Возвращаясь к самому БПЛА — впоследствии мы и саму раму доработали, наращивая компетенции и в этом направлении, поэтому сейчас «Аргос» становится уже практически самостоятельным изделием. Хотя полетный контроллер и двигатели для пропеллеров имеют происхождение из дружественных стран.
Что касается VTOL, то мы не стремимся развивать компетенции в создании самолетов, поэтому сейчас подбираем партнера и готовое изделие, которое будем использовать и дорабатывать.
Сколько беспилотников планируете изготовить в рамках этих двух контрактов?
Речь идет о нескольких единицах аппаратов с радиолокаторами Х-диапазона, предназначенных для мониторинга линейной и строительной инфраструктуры.
Еще одно важное направление развития радиолокационной тематики, которым хочу поделиться, — мы разработали радиолокатор для наземного комплекса (GBSAR), который позволит осуществлять геотехнический мониторинг карьеров. Сейчас мы подписали соглашение и создали совместную дочернюю компанию вместе с нашим партнером — компанией ГЕОСУППОРТ, являющейся лидером российского профильного рынка геотехнического мониторинга карьеров.
Компания уже создана, и разработан первый образец изделия, который уже успешно прошел натурные испытания на карьере в Ростовской области при поддержке Донского государственного технического университета. Инструмент геотехнического мониторинга на базе радиолокационной технологии планируем представить в 2026 году.
При разработке карьеров существуют риски обвалов, что может привести к потере дорогостоящей техники и, что самое важное, угрозе жизни и здоровью работающих там людей. В карьерах, из-за их «глубины» по сравнению с обычной поверхностью Земли, часто бывают туманы. В таких условиях другие технологии, например, LiDAR, неэффективны, поэтому радиолокация является идеальным решением для этих задач.
Как много частных спутников и вообще частных космических компаний нужно России?
Для ответа на этот вопрос важно обозначить существующие направления в космической сфере для частных компаний. Это различные виды связи — широкополосная, узкополосная; спутники могут быть геостационарными, низкоорбитальными, созданными для обеспечения работы «интернета вещей» и так далее. Также растет конкуренция в сегменте дистанционного зондирования Земли, особенно в оптическом. Помимо этого, существует радиолокационная съемка ДЗЗ. Отдельно можно выделить климатические спутниковые задачи, ракетостроение, орбитальные станции, космический туризм и прочее.
Мы не будем напрямую конкурировать с радиолокационными спутниками Госкорпорации, так как они имеют несколько иной формат и свои задачи. Более того, текущий запрос российских ведомств экспертно оценивается в несколько миллиардов квадратных километров спутниковой радиолокационной съемки ежегодно, и этот объем можно обеспечить только большим количеством аппаратов. Таким образом, чем больше таких радиолокационных (SAR) аппаратов появится, тем сильнее будет наш национальный суверенитет.
На данный момент других активных проектов радиолокационных спутников ДЗЗ у частных компаний в России нет. Но даже если появятся новые игроки, дублирования не возникнет, и, наоборот, мы будем готовы оказать помощь нашей экспертизой.
В сегменте оптического ДЗЗ существует своя конкуренция, но и там есть отдельные ниши. Условно их можно разделить на высокодетальную съемку с разрешением менее полуметра, от 0,5 до одного метра, от метра до десяти и так далее. Каждый сегмент предназначен для выполнения своих прикладных задач.
Говоря о количестве частных космических компаний — сегодня активно работают порядка 10-15. Если суммировать с сегментами БПЛА, IT-сектора, включая тематическую обработку и хранение данных ДЗЗ, спутниковую связь и сопутствующие услуги, то можно насчитать от 150 до 300 компаний.
Также для оценки масштаба можно отметить, что, например, в Китае сегодня более 500 активных участников отрасли. В их случае — в 2014 году Государственный совет Китайской Народной Республики опубликовал так называемый «Документ 60», который не только разрешил частным инвесторам вкладываться в космическую отрасль, но и создал условия для предоставления испытательных площадок, технологий и наземной космической инфраструктуры частному бизнесу. В результате сегодня у них очень высокие показатели в этом направлении на мировом уровне.








