Росавиация рассматривает версию, согласно которой июльская катастрофа самолета Ан-24 в Тынде, унесшая жизни всех находившихся на борту, произошла из-за неразберихи между двумя системами определения высоты, используемыми на российских аэродромах.

Согласно информации, полученной изданием «Известия» из письма главы Росавиации, предполагаемой причиной крушения Ан-24 в Амурской области стало некорректное использование систем измерения высоты. Отмечается, что во время снижения экипаж установил на высотомерах показания давления по международной системе QNH, но при докладе диспетчеру о прохождении контрольной точки сообщил высоту, соответствующую «советской» системе QFE. В письме указывается, что самолет на высоте всего 150 метров над уровнем аэродрома столкнулся с верхушками деревьев на возвышенности, что привело к его разрушению, возгоранию и гибели всех, кто был на борту.
В связи с этим инцидентом, регулятор рекомендовал провести дополнительное обучение для всех пилотов и диспетчеров по работе с международной системой измерения высоты. В последние годы российские аэропорты активно переходят с традиционной «советской» системы (QFE, в метрах) на международную (QNH, в футах). В результате, в настоящее время некоторые аэропорты продолжают работать по старым стандартам, в то время как другие уже перешли на новые, что создает условия для путаницы.
Мнение эксперта: Юрий Сытник, заслуженный пилот России
Вопрос о том, кто допустил ошибку в случае с Ан-24 — пилот или диспетчер — остается открытым. Своим мнением делится Юрий Сытник, заслуженный пилот России и бывший летный директор «Внуковских авиалиний»:
— Диспетчер передает не саму высоту, а давление аэродрома. Он мог сообщить экипажу давление как по QNH, так и по QFE, а это совершенно разные величины. Высота аэродрома Тында над уровнем моря составляет 616 метров. Для экипажа неважно, по какой системе заходить — QNH или QFE, главное — правильно выставить давление для обеспечения безопасности полета в радиусе 50 километров от контрольной точки аэродрома. Если диспетчер ошибся в значении давления, переданного в миллибарах или миллиметрах, то подобные катастрофы вполне возможны. Когда Ан-24 достиг высоты перехода (будь то 1800, 1500 или 1200 метров, схему я не видел), диспетчер сообщает давление на этой высоте. Командир корабля, получив значение QNH или QFE, устанавливает его на кремальерах высотомера. Высотомеры затем будут показывать высоту либо по QNH, либо по QFE. Важно понимать, что нет никаких `систем` или `переходов` в этом смысле, есть высотомер и его настройка. Если схема аэропорта разработана для QNH, то и использовать нужно давление QNH; если для QFE, то QFE. Единовременно можно установить только одно значение давления — либо QFE, либо QNH.
— Что означает «поставить»?
— Когда самолет снижается с эшелона и приближается к высоте перехода, на которой устанавливается давление аэродрома, экипаж может задать либо QNH, либо QFE. Тогда после посадки в Тынде высотомер покажет соответствующую высоту аэродрома.
— Какова вероятность того, что диспетчер назвал неправильную формулировку относительно QFE?
— Действия диспетчера легко проверить, так как ведется запись всех радиопереговоров. Точно определить, какую команду дал диспетчер и как ее выполнил экипаж, не составит труда.
— Значит, речь идет о региональном аэродроме в Тынде, они перешли на QNH только лишь в прошлом году, какова вероятность человеку ошибиться, вот если он до этого всю жизнь по стандарту QFE извещал пилота во время полета? Может быть, вам известны другие такие случаи, когда переводили систему и диспетчеры какое-то время путались?
— Подобных случаев, когда при переходе на новую систему возникала путаница, было много. Например, в Китае при заходе на посадку часто возникали аналогичные проблемы из-за того, что в равнинной местности, как в районе Пекина, показатели QNH и QFE были почти идентичны. Иногда давление просто давалось, и пилот его выставлял. Это могла быть ошибка как экипажа, так и диспетчера. Комиссия как раз и создана для установления истинной причины.
Росавиация уточнила, что данные, приведенные в письме, являются предварительными результатами расследования катастрофы и будут уточняться. Представители ведомства подчеркнули, что пока рано говорить об окончательной причине инцидента, а выпущенные рекомендации по безопасности полетов направлены на принятие превентивных мер и общее повышение уровня безопасности.
Подробности катастрофы
Самолет Ан-24, совершавший рейс Хабаровск — Благовещенск — Тында, потерпел крушение днем 24 июля. При заходе на посадку в Тынде он ушел на второй круг, после чего связь с ним оборвалась. По данным оперативных служб, экипаж не сообщал о каких-либо проблемах на борту. Обломки самолета были обнаружены недалеко от города. На борту находились 6 членов экипажа и 42 пассажира, включая 5 детей, все они погибли.







