Автопортрет Фриды Кало: новый аукционный рекорд в искусстве

Шедевр мексиканской художницы Фриды Кало 1940 года претендует на звание самого дорогого в истории.

Автопортрет Фриды Кало «El sueño (La cama)»
Фрида Кало, «El sueño (La cama)».

Один из наиболее интригующих автопортретов выдающейся мексиканской художницы Фриды Кало, названный «El sueño (La cama)» («Сон (Кровать)») и созданный в 1940 году, готовится к появлению на аукционных торгах. Эта значимая работа будет представлена на ноябрьском аукционе Sotheby`s, где её предварительная стоимость оценивается в диапазоне от 40 до 60 миллионов долларов. Специалисты полагают, что при успешной продаже картина не только установит новый ценовой рекорд для произведений самой Кало, но и превзойдёт текущий аукционный максимум для произведений искусства, созданных женщинами.

Текущий рекорд принадлежит картине Джорджии О`Кифф «Дурман/Белый цветок №1», которая была продана в 2014 году за 44,4 миллиона долларов. Если автопортрет Кало достигнет верхней планки ожидаемой стоимости, он значительно превзойдёт эту сумму.

Написанная маслом, картина Кало представляет собой глубоко символическую композицию. Художница изображена спящей на роскошной кровати под балдахином, окружённой пышными зелёными виноградными лозами. Над ней парит крупный скелет, обмотанный взрывчаткой и держащий букет цветов. Джулиан Доус, руководитель отдела импрессионистского и современного искусства Sotheby`s, подчёркивает исключительную ценность этого произведения, отмечая, что это одна из немногих значительных работ Кало, которые находятся вне Мексики и не являются частью музейных собраний.

1940 год, когда был создан автопортрет, был временем серьёзных личных потрясений, но одновременно и периодом творческого подъёма для Фриды Кало. В этот год произошли убийство Льва Троцкого, с которым у художницы был роман, а также её болезненный развод с Диего Риверой, хотя позднее пара вновь воссоединилась. Доус отмечает, что именно на рубеже 1930-х и 1940-х годов, несмотря на личные трудности и проблемы со здоровьем, Кало создала свои «величайшие работы», достигнув пика своего художественного мастерства.

Интересной деталью является то, что сюрреалистический образ скелета над кроватью имеет реальную основу. Искусствоведы предполагают, что Кало действительно держала скелет из папье-маше над своей кроватью. Этот элемент символизировал неразрывную связь жизни и смерти – лейтмотив, проходящий через всё её творчество.

Диего Ривера, муж художницы, в шутку утверждал, что скелет олицетворяет любовника Фриды. Сама Кало никогда не относила себя к сюрреалистам, заявляя: «Я никогда не рисовала сны. Я нарисовала свою собственную реальность». Тем не менее, её уникальные, порой фантастические образы и глубокое погружение в подсознательное позволяют исследователям рассматривать её работы в контексте сюрреалистического движения.

Автопортрет будет выставлен в рамках коллекции «Изысканный корпус», которая объединяет более 80 сюрреалистических произведений, в том числе работы таких выдающихся мастеров, как Сальвадор Дали и Макс Эрнст. Анна Ди Стази, глава отдела латиноамериканского искусства Sotheby`s, описывает этот автопортрет как работу, в которой «Кало сочетает образы сновидений и символическую точность с непревзойденной эмоциональной насыщенностью, создавая произведение, которое одновременно является глубоко личным и вызывающим всеобщий резонанс». За свою творческую жизнь Фрида Кало создала около 143 картин, из которых 55 – это автопортреты, каждый из которых является отражением уникальных граней её сложной судьбы.

Константин Белоусов
Константин Белоусов

Константин Белоусов. Экономист-аналитик, работавший в банковской сфере до перехода в журналистику. Одиннадцать лет объясняет сложные экономические процессы доступным языком. Его прогнозы и аналитика высоко ценятся читателями. Особенно интересуется влиянием мировой экономики на российские реалии и развитием финтех-индустрии.

Обзор новостей из мира софта