Бюджет отправлен на Охотный Ряд

Финансовый план на трехлетку поступил в Госдуму

Правительство России направило в Государственную Думу проект федерального бюджета на период 2026–2028 годов вместе с пакетом сопутствующих законодательных инициатив. В текущих условиях, характеризующихся продолжением санкционного давления, умеренными ценами на нефть, замедлением экономического роста и сокращением инвестиций, Министерство финансов сосредоточилось на формировании стабильного бюджета, а не на его стимулирующем потенциале. Эта цель была достигнута: рост бюджетных расходов был ограничен, а их доля в валовом внутреннем продукте (ВВП) даже снизилась. Сократить дефицит бюджета к 2026 году до, как полагает правительство, приемлемого уровня в 1,6% ВВП также помогло увеличение налоговых поступлений на 1,8 триллиона рублей. Основные статьи расходов остались неизменными: значительная часть выделена на оборону и правоохранительные органы (38% от общих расходов), а также на социальную сферу (16%).

В понедельник, 29 сентября, в соответствии с законодательными нормами и в срок до 1 октября, правительство передало в Государственную Думу бюджетный пакет, включающий проект бюджета на 2026–2028 годы, а также множество взаимосвязанных законопроектов и материалов.

При составлении нового бюджета учитывались внешние факторы, предполагающие «частичную стабилизацию геополитической обстановки без новых санкций». Также ожидается умеренный рост импорта, обусловленный снижением внутреннего потребительского спроса и переориентацией на российские товары, а также частичное восстановление экспорта, в основном по ненефтегазовым позициям.

Власти не прогнозируют значительного повышения цен на нефть. Это объясняется действующими санкциями, воздействием американских тарифных мер на мировую торговлю и общий экономический рост, а также возрастающим интересом к альтернативным источникам энергии.

Согласно прогнозам Минэкономразвития, средняя стоимость российской нефти марки Urals незначительно вырастет с 58 долларов за баррель в 2025 году до 59 долларов в 2026 году. Дисконт к нефти Brent, увеличенный из-за санкций, сохранится на уровне 11 долларов в среднем за год. Ослабление рубля, прогнозируемое до 92,2 рубля за доллар в 2026 году (по сравнению с 86,1 рубля в 2025 году), должно оказать некоторую поддержку экспортным доходам бюджета.

Внутренняя экономическая конъюнктура также не способствует оптимистичному прогнозу для формирования бюджета. Из-за снижения как потребительского, так и инвестиционного спроса, а также общего замедления деловой активности, рост ВВП в 2026 году ожидается лишь на уровне 1,3%. Однако правительство прогнозирует последующий умеренный рост до 2,8% в 2027 году и 2,5% в 2028 году. Ситуация с инвестициями также вызывает опасения: после роста на 1,7% в 2025 году в 2026 году ожидается спад капиталовложений на 0,5%. Согласно пояснительной записке, это связано с уменьшением доли государственных инвестиций, что обусловлено завершением стимулирующей бюджетной политики и активной фазы переориентации экономики на внутренний рынок и поддержку импортозамещения.

Ввиду сложившихся обстоятельств, Министерство финансов было вынуждено разработать бюджет, нацеленный не столько на стимулирование экономики, сколько на обеспечение его устойчивости. Это подразумевает гарантирование достаточного объема ликвидных резервов (Фонда национального благосостояния) и жесткое ограничение роста расходной части.

Представленный в Государственную Думу проект бюджета предусматривает увеличение номинальных доходов в 2026 году на 8,6% по сравнению с ожидаемыми показателями 2025 года, достигнув 40,3 триллиона рублей. Рост расходов будет значительно скромнее — на 3%, до 44,1 триллиона рублей. В относительном выражении, доходы останутся на уровне 17,1% ВВП, тогда как расходы снизятся с 19,7% до 18,7% ВВП. Это свидетельствует о том, что после активного вливания средств в экономику в 2024–2025 годах, которое способствовало росту инфляции, Министерство финансов на 2026 год вновь планирует курс на бюджетную консолидацию, аналогично своим намерениям годом ранее.

При таком соотношении доходов и расходов, дефицит бюджета 2026 года составит 1,6% ВВП, или 3,8 триллиона рублей, что, по заявлению председателя правительства Михаила Мишустина, является «приемлемым» показателем (в 2025 году ожидается дефицит в 2,6% ВВП, или 5,7 триллиона рублей). Покрытие этого дефицита будет осуществляться в основном за счет внутренних заимствований; чистое размещение государственных ценных бумаг запланировано на уровне 4 триллионов рублей. Использование средств из Фонда национального благосостояния (ФНБ) предполагается в крайне ограниченном объеме – всего 38,5 миллиарда рублей. К концу следующего года объем ликвидной части ФНБ должен увеличиться до 4,5 триллиона рублей.

Стоит подчеркнуть, что достижение «приемлемого» уровня дефицита стало возможным в первую очередь благодаря увеличению налоговых поступлений.

Согласно бюджетным документам, корректировка налогового законодательства обеспечит дополнительные поступления в размере почти 1,8 триллиона рублей в 2026 году. Главным источником этих средств станут изменения в НДС, которые принесут 1,4 триллиона рублей (повышение ставки с 20% до 22% обеспечит 1,2 триллиона рублей, а снижение порога для уплаты НДС малым бизнесом — 200 миллиардов рублей). Кроме того, налог на игорный бизнес, увеличивающий фискальную нагрузку на букмекерские конторы, добавит 74 миллиарда рублей, а повышение акцизов на алкогольную и табачную продукцию — 66 миллиардов рублей.

Розничные цены на алкоголь поднимутся в связи с ростом акцизов.

В структуре расходов бюджета крупнейшие ассигнования, как и в текущем году, предусмотрены по статье «Национальная оборона» — 12,9 триллиона рублей, что составляет 29% всех бюджетных расходов на 2026 год. Для сравнения, в 2025 году на эти цели было выделено 13,5 триллиона рублей (Министерство финансов не раскрывает информацию о фактических тратах и корректировках этой суммы в течение года). Таким образом, на основе доступных данных, можно говорить о планируемом сокращении военных расходов на 4%. На раздел «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» в бюджете 2026 года запланировано 3,9 триллиона рублей (9% от общих расходов), что на 11% больше по сравнению с 3,5 триллиона рублей, выделенных годом ранее. Второй по значимости статьей расходов после обороны является «Социальная политика». В 2026 году на эту сферу предусмотрено 7,1 триллиона рублей, или 16% всех расходов, что на 9% больше, чем 6,5 триллиона рублей в бюджете 2025 года.

Государственная Дума планирует рассмотреть проект нового бюджета в первом чтении 22 октября.

Автор: Вадим Вислогузов

Константин Белоусов
Константин Белоусов

Константин Белоусов. Экономист-аналитик, работавший в банковской сфере до перехода в журналистику. Одиннадцать лет объясняет сложные экономические процессы доступным языком. Его прогнозы и аналитика высоко ценятся читателями. Особенно интересуется влиянием мировой экономики на российские реалии и развитием финтех-индустрии.

Обзор новостей из мира софта