Удалось раскрыть, как Чарли Чаплин и британские дипломаты связаны с комедией «Операция «Ы».
Отмечено 60-летие выхода на экраны одной из любимейших советских картин — «Операция «Ы» и другие приключения Шурика». Все три новеллы, из которых состоит комедия, известны практически каждому зрителю наизусть. Однако остались и неразгаданные тайны, скрытые в деталях гайдаевского шедевра. Они кроются в различных надписях и записях, встречающихся в кадре.

Фото: “Мосфильм”
Буквенно-цифровая составляющая популярной кинокартины — это надписи и тексты, напечатанные на реквизите и декорациях, которые хоть и появляются в кадре, но редко привлекают пристальное внимание. Однако именно в этих деталях порой кроется скрытый смысл, ирония или тонкая задумка автора, ведь Леонид Гайдай был истинным мастером подобных «пасхалок».
Получил по лицу от «Бродяги Чарли»
Первый из обсуждаемых объектов, присутствующих в эпизодах комедии, самый близкий автору этой статьи — это, конечно, газета. Именно экземпляр печатного СМИ в первой из новелл, «Напарник», Шурик использует для воспитания слишком наглого хулигана-пятнадцатисуточника.
Кадры всем нам хорошо знакомы: Верзила, вкусно пообедав, устраивается вздремнуть на импровизированном лежаке прямо посреди строительной площадки. Предлагает при этом Шурику исполнить своеобразную колыбельную: «Давай, бухти мне, как космические корабли бороздят… Большой театр». Тут и возникает у студента, подрабатывающего на жизнь (в том числе и на оплату арендуемого у бабули жилья, смотри новеллу №3), желание надавать нахалу «по мордасам». А в качестве орудия возмездия белобрысому очкарику пригодилась имеющаяся у него газета. Вот он сворачивает ее в трубочку, а затем ловит момент, когда на лицо задремавшего Верзилы садится муха…
Согласно сценарному плану, герой Александра Демьяненко предпринимает несколько покушений на физиономию напарника. Так что хронометраж эпизода с «карающей рукой» Шурика достаточно внушителен. При внимательном рассмотрении этих кадров удалось обнаружить, что на них присутствуют, сменяя друг друга, разные газеты.
Вполне объяснимая ситуация с точки зрения сугубо утилитарных причин. Ведь снимали несколько дублей каждой сцены. Значит, Шурик–Демьяненко раз за разом должен был перед объективом камеры сворачивать газету, готовя из нее «оружие», потом так же неоднократно хлопать им Верзилу–Смирнова по лбу, хлестать по щекам… Разве выдержит подобные нагрузки непрочная газетная бумага? Разумеется, реквизиторам потребовалось несколько экземпляров.
Однако есть и еще одно наблюдение: в фильме снимались номера разных газет. Причем те заголовки в них, которые все-таки получилось расшифровать, весьма красноречивы. И как-то уж очень своеобразно гармонируют со смыслом происходящего на экране. Есть веские основания предположить, что перед нами скрытые послания, так называемые «пасхалки», от Гайдая.
Теперь более предметно. Нашлись утверждения одного из исследователей «подноготной» этой кинокомедии о том, что, разглядывая с пристрастием кадры, где Шурик теребит собранную в пучок газету, он разглядел на ней заголовок «К новым победам в строительстве коммунизма». Согласимся, такой призыв в контексте противостояния двух рабочих приобретает весьма ироничное звучание.
Далее — газетный экземпляр (тот же самый или уже дублер?), сыгравший роль главного орудия мести, которое Шурик пустил в ход: как раз этим выпуском ежедневного бумажного СМИ студент молотит хулигана по физиономии. В какой-то момент из-под надорванного уголка свернутой газеты видны буквы ее титула. Характерный, хорошо знакомый шрифт не позволяет ошибиться — перед нами «Правда». На другом кадре читается заголовок одной из статей: «Демонстрация могущества и единства». Именно с помощью этой «демонстрации» Шурик и показал свое превосходство над наглецом.
Наконец, перейдем к явно иному экземпляру газеты, запечатленному на кинопленке. Сей бумажный персонаж фигурирует в самом начале эпизода с «убиванием мухи», он самый долгоиграющий: в течение нескольких секунд зрителю показывают, как Шурик нервными движениями скручивает листы газеты, готовя из нее «ударный инструмент». При этом отчетливо читается (хотя он и повернут вертикально) заголовок посреди страницы — «Ненависть к фашизму». Подобная формулировка также уместна и придает дополнительный смысл происходящим на экране событиям.
Тут можно вспомнить и еще один момент. Только что упомянутый экземпляр, оказавшийся в руках персонажа Александра Демьяненко, поддается точной идентификации. Это вечерний выпуск «Известий» за 30 сентября 1964 года (судя по опубликованным данным из съемочного журнала фильма, сцены с избиением Верзилы газетой снимали 12 ноября 1964-го в Одессе, то есть хронологически все согласуется). Что касается самого материала, помещенного под столь броским заголовком, то он являлся настоящим гвоздем номера, эксклюзивом, как модно сейчас говорить. «Известия» заполучили часть мемуаров одного из самых известных в мире киноактеров. Ознакомившись с архивными выпусками газеты, можно убедиться в этом. В редакционном вступлении сказано: «Мы продолжаем публикацию отрывков из «Моей автобиографии» Чарльза Чаплина. Сегодня вы узнаете о работе художника над фильмом «Диктатор» и о его отношении к войне».
Фрагменты мемуаров великого комика редакции удалось добыть благодаря своему лондонскому спецкору (как утверждают ветераны, в качестве гонорара Чаплину отправили 4 килограмма черной икры). Выдержки из «Моей биографии» опубликовали в трех номерах «Известий». Один из них оказался увековечен в популярнейшей кинокомедии Гайдая. Можно предположить, что сам Чарли Чаплин по достоинству оценил бы этот режиссерский ход.
Сопротивление электротехники
Вопрос на засыпку, касающийся новеллы «Наваждение»: экзамен по какому предмету сдавал Шурик?
Существует множество мнений по этому поводу. Давайте попробуем разобраться.
По словам главного героя, он учится в Политехническом институте, но на каком факультете, не уточняет. С экзаменом, чье приближение и спровоцировало события, разворачивающиеся в «Наваждении», авторы сценария фильма тоже не стали вносить ясность, а режиссер, кажется, намеренно запутал зрителя.
Вот однокурсник Шурика по прозвищу Дуб, который предпочел необходимости корпеть над учебниками легкий, но нелегальный доступ к информации при помощи продвинутой радиоаппаратуры, диктует своему помощнику вопрос из экзаменационного билета: «Билет номер семь. Первый вопрос. Принцип работы синхрофазотрона». В ответ он получает по рации нужную информацию: «Отвечаю на первый вопрос седьмого билета. В основу работы синхрофазотрона положен принцип ускорения заряженных частиц магнитным полем…». Таким образом, можно предположить, что экзаменоваться у доцента, издевательски называемого Лопухом, и Дубу, и герою Александра Демьяненко предстоит по общей или даже ядерной физике.
Дополнительную путаницу в рассуждения энтузиастов-исследователей о тематике экзамена, нависшего над белобрысым очкариком, вносит сцена с двумя студентами-ботанами, которые пишут столбцы формул в коридоре общежития — сперва на двери комнаты Дуба, а потом и на полу под ней. Зоркие знатоки пришли к выводу: данные уравнения в большинстве своем относятся к расчетам по термодинамике. Однако в фильме нет прямых указаний на то, что эти студенты являются однокурсниками Шурика. Возможно, это просто соседи Дуба по общежитию?
Наиболее убедительно выглядит предположение, что главным персонажам новеллы предстоит экзаменоваться по электротехнике. Доказательства этому можно найти в двух сценах комедии. Сперва нам демонстрируют толпу студентов, которые жадно вчитываются в конспект, взятый у однокурсника Шурика. Один из алчущих знаний молодых людей даже на дерево взобрался, откуда можно видеть содержание этой тетради в бинокль. Именно его глазами, как бы при помощи мощного оптического устройства, зрителю и показывают открытые страницы конспекта.
Они на секунду мелькают крупным планом, при увеличении можно увидеть формулы и текст, относящиеся к закону Ома и электротехнике, например: «V1 – V2 = Iy x Ry». Да это же вариант написания знаменитого закона Ома, гласящего: сила тока, протекающая через проводник, прямо пропорциональна напряжению, приложенному к концам проводника, и обратно пропорциональна его сопротивлению. Дальше следует тоже очень электротехнический текст: «В таком виде прибор называется Вольтметром (почему-то с большой буквы. — Авт.)».

Фото: “Мосфильм”
Еще один эпизод — в трамвае. Шурик случайно обнаруживает, что стоит около девушки (как потом выяснится, по имени Лида), в руках у которой столь нужные ему записи лекций. Камера вновь демонстрирует во весь экран заветную тетрадку и… мы оказываемся перед фактом «раздвоения личности»: видим абсолютно такой же конспект, написанный тем же почерком и открытый на той же самой странице! Вверху схема, рядом закон Ома… На сей раз различимы и другие записи: «…прибор называется Вольтметром. Резюмируя, мы можем сказать одно и то же: тепловой измерительный прибор может быть использован и как амперметр, и как вольтметр… Общее сопротивление амперметра RA определяется соотношением 1/RA= 1/R3 +1/RY».

Так, значит, все-таки экзамен-то был по электротехнике? Но тогда упоминание синхрофазотрона кажется неуместным. Возможно, Дуб ошибочно получил подсказки по другому предмету?
Увы, даже столь парадоксальное предположение не позволяет сделать конкретный вывод, и в новелле все не так однозначно. Глядя на экран, буквально пару минут спустя мы видим, как Шурик и Лида, сойдя с трамвая и не переставая вчитываться в конспект, пробираются через толпу. В этой людской круговерти герой Александра Демьяненко теряет обладательницу ценной тетрадки из виду, а когда вновь ее находит, оказывается, что конспект-то у нее в руках уже другой. Мелькнувшее на секунду изображение его страниц убеждает, что содержащиеся на них записи посвящены… сопротивлению материалов! В тексте фигурируют специфические термины и формулировки из курса сопромата: «Скручивание… Изгиб… Комбинированные деформации испытывает коленчатый вал…», рядом схемы нагруженной балки, заклепочного соединения…
Вероятно, съемки этих сцен проходили в разное время и в разных локациях (Москва и Одесса), что могло привести к замене первоначального конспекта на другую тетрадь с записями по сопромату.
Библиотека по ночам
Один из наиболее запомнившихся зрителям диалогов звучит в финальной новелле кинокомедии, где нам показывают неудачную попытку инсценировки кражи.
Заказчик этой акции, проворовавшийся директор базы Петухов, решил организовать в собственном сарае тренировки криминальной троицы перед выходом на дело. После весьма неудачной первой пробы он устраивает «разбор полетов». Оценивая действия Труса, которому поручено отключить пожилую женщину-охранницу с помощью хлороформа, Петухов говорит: «Вы должны в виде прохожего подойти к старухе и привлечь внимание простым, естественным вопросом. А вы что спросили?» — «Как пройти в библиотеку?» — «В три часа ночи? Идиот!!!»

Фото: “Мосфильм”
Однако директор базы в этом случае ошибается. Трус не так глуп, как кажется. Леонид Гайдай заранее, ещё в предыдущей новелле, подтвердил уместность этого вопроса, мастерски замаскировав это доказательство так, что большинство зрителей…







