Актриса Дарья Михайлова удивила своей ролью в дебютном фильме «Взрослый сын» на фестивале «Короче», где также обсуждались темы семьи и взросления.
Фестиваль короткометражного и дебютного кино «Короче», прошедший в Калининграде, показал, что кинематографисты часто обращаются к темам семьи, взросления и новых начал, символизируемых, например, переездом в другое жилье.
«Взрослый сын» и возвращение Дарьи Михайловой
Среди представленных работ был полнометражный дебют Ивана Шкундова «Взрослый сын», в котором главная роль досталась опытной актрисе Дарье Михайловой. Ее появление стало настоящим открытием для многих зрителей. Ранее, в 2021 году, Михайлова уже дебютировала на «Короче» как режиссер с короткометражкой «Полина», где снялась ее дочь Василиса Суханова.
Дарья Михайлова – легенда советского кино, начавшая свою карьеру в 11 лет. Ее фильмография насчитывает десятки известных работ, включая «Объяснение в любви» Ильи Авербаха, «Валентину» Глеба Панфилова, «Звездопад» и «Русский регтайм». Также она снималась в «Дальнобойщиках» вместе с Владиславом Галкиным. В настоящее время актриса уделяет время преподаванию и участию в камерных театральных постановках, редко появляясь на экране. Роль во «Взрослом сыне» может стать поворотным моментом, ведь актрис такого масштаба и глубины сегодня единицы.

В одном из прошлых интервью (на нынешнем фестивале она отсутствовала) Дарья Михайлова поделилась своим творческим кредо: «В театре и кино меня всегда привлекает человеческая натура – ее сомнения, страдания, трудности и соблазны. Профессиональный деятель искусства обязан высказываться о том, что его волнует, не оглядываясь на чужое мнение. Главное – искренне передать свои переживания. Я всегда занималась только тем, что мне по-настоящему интересно».
Оказалось, что режиссер Иван Шкундов, как и многие молодые коллеги, не был знаком с богатым актерским прошлым Михайловой. Она прошла кастинг на общих основаниях и убедила его своей органичностью для роли. Шкундов отметил: «Мне невероятно повезло с Дарьей».
В фильме Михайлова играет Марию, женщину, которая живет со взрослым сыном (Федор Федотов), словно не осознавая его самостоятельности. Обретя новую любовь, она переезжает к избраннику (Владислав Ветров), где сталкивается с его взрослым сыном (Кузьма Котрелев). Обеих матерей объединяет проблема: их дети-подростки не признают за родителями право на личное счастье, воспринимая их как нечто отжившее.
Режиссер-дебютант Иван Шкундов, выпускник Академии внешней торговли и Высших курсов сценаристов и режиссеров, имеет большой опыт в монтаже, что, вероятно, объясняет отличное чувство ритма в его работе – важнейший элемент для успешного фильма. Сюжет картины не является автобиографическим, но в нем прослеживаются элементы, основанные на личных наблюдениях Шкундова за семейными историями его друзей и родственников.
Шкундов объясняет: «Все увиденное в фильме вдохновлено моим общением с близкими – друзьями, родственниками, родителями. Я стремился взглянуть на их жизнь глазами молодого поколения. Мы часто замыкаемся в обидах, отвергая диалог и взаимопонимание».
Картина оставляет ощущение недосказанности, побуждая зрителя задуматься о дальнейшей судьбе персонажей, особенно о том, сможет ли Мария, героиня Дарьи Михайловой, построить счастливую жизнь после переезда. Публика активно обсуждала фильм, задавая множество вопросов. Одна зрительница, представившаяся как «55+», эмоционально спросила: «Вы считаете, что мы, люди нашего возраста, несчастны и ничего не добились в жизни?»
«Ганди молчал по субботам»: Долгострой с неожиданными параллелями
Завершил конкурсную программу полнометражных фильмов «Ганди молчал по субботам» режиссера Юрия Зайцева – проект «Ленфильма», который долгое время находился в разработке. Сценарий основан на пьесе Анастасии Букреевой. Название отсылает к дню исчезновения мальчика: с тех пор его мать (Дарья Екамасова) десять лет проводит в подземном переходе в ожидании. Вместо пропавшего сына появляется 16-летний юноша (Марк Эйдельштейн), чей образ напомнил зрителям его же роль в американской «Аноре» Шона Бейкера, несмотря на то, что «Анора» вышла позже. Обнаружилось также сходство в сцене с замороженными пельменями. Еще больше параллелей прослеживается с российской лентой «Просто Саша», где Эйдельштейн впервые привлек к себе внимание. В фильме Зайцева его героя тоже зовут Саша, по прозвищу Мот, и, как в «Аноре», у него есть влиятельный отец-замминистра (Евгений Коряковский), оставивший семью. Мот назло отцу приводит домой бездомную из перехода, которая постоянно повторяет фразу: «Ганди молчал по субботам».
Юрий Зайцев, выпускник Высших курсов сценаристов и режиссеров, в 2018 году получил «Золотого орла» за свою короткометражную работу «Материя». Однако путь к созданию полнометражного фильма, как это часто бывает у дебютантов, был непростым и продолжительным. Его новая картина, по мнению критиков, оказалась перенасыщенной: обилие анимации, графики, элементы, напоминающие «ТикТок», и прямые обращения героя к зрителям делают ее излишне загруженной.

На фестивале Дарья Екамасова постоянно носила с собой игрушечного белого медведя, который символизировал ее героиню, сидящую в переходе. Актриса рассказала, что незадолго до съемок в «Аноре» (где она играла богатую женщину с личным самолетом), в ресторане Санта-Моники она наблюдала за бездомной женщиной. «Никто не помешал ей сесть за стол, ей принесли еду. Я осталась, чтобы понаблюдать, размышляя о ее жизни. Вскоре после этого мне прислали сценарий Зайцева. Я восприняла это как знак. Только начинающий режиссер осмелится предложить роль, требующую такого перевоплощения», – поделилась Екамасова. Она также упомянула о своих наблюдениях за бездомными в Лос-Анджелесе, в частности о талантливом пианисте, играющем токкату Шумана, и женщине, похожей на «зверька», которую она увидела по прибытии на съемки, – все это стало для нее значимыми символами.
Юрий Зайцев уточнил, что утвердил Дарью Екамасову на роль за год до того, как стало известно об участии Марка Эйдельштейна, и, соответственно, не был осведомлен об их сотрудничестве в «Аноре». Для подготовки к роли бездомной девушки, которую сыграла Анастасия Красовская, режиссер вместе с актрисой посещал пункты раздачи еды для бездомных в Санкт-Петербурге, что позволило включить в сценарий реальные истории из жизни людей с улицы.







