Известный художник и скульптор Даши Намдаков совместно с четырьмя сёстрами представил публике коллекцию авторских кукол.
Всемирно известный скульптор и художник Даши Намдаков, известный также как художник-постановщик фильма Сергея Бодрова-старшего «Монгол», после длительного пребывания в Италии и Англии вернулся в Россию. В родном забайкальском селе он основал уникальный парк скульптур. Недавно в Музее истории Бурятии открылась выставка «Ульгер. Сказки и грезы», где представлены авторские куклы, созданные Даши Намдаковым в сотрудничестве с его четырьмя сёстрами.

В Улан-Удэ, где проходила вторая Дальневосточная кинопремия, недавно собралась делегация российских кинематографистов. Узнав о выставке работ Даши Намдакова в местном музее, многие из них поспешили ознакомиться с экспозицией. Посетителей встречает внушительный семейный портрет Даши и его сестёр, окружённый созданными ими мифологическими куклами.
Даши Намдаков — художник мирового масштаба, чьи выставки успешно проходили в таких странах, как Китай, США, Япония, а также в России, Англии и Италии. Он является академиком Российской академии художеств и почётным членом Академии искусств Флоренции. Его творчество было отмечено престижными кинопремиями «Ника» и «Белый слон», последнюю из которых автору статьи посчастливилось вручить ему за выдающуюся работу художника-постановщика в фильме «Монгол» Сергея Бодрова-старшего.

Ранее Даши Намдаков провёл несколько лет в живописном итальянском городке Пьетросанте, где он руководил собственной литейной мастерской. По словам очевидцев, его бронзовые скульптуры того периода были поистине поразительны. Более десятилетия назад мастер был удостоен международной премии в Италии, после чего его величественная монументальная работа «Царская Охота» была выставлена на центральной площади города.
Детство Даши прошло в бурятском селе Укурик в Забайкалье, неподалёку от Читы, в большой семье, где он был шестым из восьми детей. С юных лет мальчиков обучали традиционным ремёслам, таким как плотницкое, столярное дело и кузнечное искусство. Девочки же осваивали шитьё, обработку кожи и вышивку. Все эти семейные навыки оказались бесценными при создании уникальных кукол.
Желая сохранить культурное наследие и противостать оттоку молодёжи, который приводит к угасанию деревень в Читинской области и прерыванию традиций, Даши Намдаков несколько лет назад основал в двух километрах от родного бурятского села Укурик удивительный парк скульптур.

Коллекция авторских кукол, представленная в Музее истории Бурятии, создавалась на протяжении нескольких лет, начиная с 2015 года, с особым акцентом на работы 2020-х годов. Эти уникальные фигурки изготовлены из разнообразных материалов, включая металлическую проволоку, гипс, кожу, кость изюбря, пластик, а также с применением техник литья и папье-маше. Для придания им особой выразительности использовались волосы яка и дерево. В процессе создания применялись такие методы, как ручное плетение, формовка, шитьё, вышивка, декорирование кружевом, пайка, роспись акриловыми красками и точение кабошоном.
Одним из произведений является «Хранительница сновидений» — небольшой сундучок-коробка, предназначенный для хранения драгоценных мелочей. На его крышке изображена девушка, обнимающая сундук руками, словно оберегая сокрытые в нём сокровища. Подобные, но более крупные сундуки традиционно служили бурятам в юртах в качестве столов и кроватей, а также для хранения ценностей.

Среди экспонатов выставлены изящные фигурки красавиц-наездниц в различных образах. Одна из них – совсем юная девушка верхом на барашке. Другие работы, такие как «Принцесса» и «Легенда», представляют прекрасных всадниц на фантастических единорогах. Эти мифические существа занимают важное место в бурятских преданиях и аллегориях. В творчестве семьи Намдаковых единорог воплощает образ небесного белого коня, наделённого чудесной силой.
Композиция «Материнство» представляет собой стройную женскую фигуру, напоминающую изящное деревце. Женщина облачена в нежно-голубые одеяния, искусно расшитые бисером, а её голову украшает традиционный монгольский головной убор. Весь её облик вызывает ассоциации с образом Мадонны, нежно прижимающей к себе дитя. Основанием для фигуры служит подставка с ножками, выполненными в форме бараньих голов.
Работа «Девушка-лебедь», созданная в 2025 году, перекликается с древним бурятским мифом о небесной деве-лебеде Хун Шубуун, тотемной прародительнице хоринских бурят. Согласно легенде, юный охотник Хоредой Мэргэн, прогуливаясь по берегу Байкала, заметил трёх белых лебедей. Когда они, сбросив оперение, превратились в прекрасных дев и вошли в воду, охотник тайно забрал одежду одной из них. Лишившись возможности улететь, дева стала его женой и родила одиннадцать сыновей. Лишь когда сыновья выросли, она вновь надела лебяжьи перья и исчезла через дымовое отверстие юрты.
Среди недавних творений — композиция «Чаепитие», изображающая молодую красавицу в утончённом головном уборе с чашкой чая. Привлекает внимание и «Девушка на льве Хабарай Хатан», грациозно появляющаяся из облачной пены. Кукла «Монголка» представлена сидящей на деревянном стуле в характерной позе со скрещенными ногами, её голову украшает внушительный традиционный убор.
«Скрипачка» представляет собой уникальное существо — полубожество из горных лесов, но с обликом простой девочки, чьи волосы украшены плодами шиповника. «Ханша на подушках», облачённая в кожаные украшения и замшевые сапожки, несмотря на скромное происхождение, сумела возглавить кочевое государство благодаря своему выдающемуся таланту разгадывать загадки.
Коллекцию женских образов эффектно дополняет фигура «Старого воина», вооружённого копьём, луком и колчаном со стрелами, но при этом излучающего умиротворение. Он символизирует силы света. Рядом с ним представлен боевой конь буддийского царя чакравартина – имя, обозначающее правителя, который поддерживает мир и порядок. Этот конь, не знающий усталости, способен объехать мир трижды за день и избавить своего всадника от любых страхов.







