Детям мигрантов разрешат пересдавать тест по русскому языку

После значительного числа отсевов детей мигрантов по результатам языкового теста Министерство просвещения приняло решение о предоставлении им права на пересдачу. Эксперты отмечают, что изначальные требования были излишне строгими, из-за чего тест не смогли пройти даже школьники из стран СНГ, для которых русский язык является родным. В настоящее время ведомство рассматривает создание адаптационных курсов и внедрение новых подходов к обучению.

Дети за школьной партой
Фото: Сергей Фадеичев/ТАСС

Первый замминистра просвещения Александр Бугаев сообщил, что детям мигрантов будет разрешено повторно пройти тестирование по русскому языку. Ранее Рособрнадзор указывал, что почти 90% детей с иностранным гражданством не справились с тестом и не могли быть зачислены в российские школы.

С текущего года для поступления в российские образовательные учреждения всем детям мигрантов необходимо сдать тест на знание русского языка. По данным на 1 января, на учёте МВД числились 784 тысячи несовершеннолетних иностранцев. Из них заявления на обучение подали менее 24 тысяч, при этом полный пакет документов был только у трети. До тестирования дошли менее 6 тысяч детей, половина из которых не смогла его пройти.

Спикер Госдумы Вячеслав Володин ранее отмечал, что диагностические материалы были разработаны индивидуально для каждой ступени обучения. Для зачисления требовалось набрать 90% правильных ответов. Однако, по мнению Бориса Панича, директора благотворительного фонда «ПСП» — ресурсного центра по миграции, это практически невыполнимое требование даже для носителей языка.

Борис Панич
директор благотворительного фонда «ПСП» — ресурсного центра по миграции

«Мы общаемся с большим количеством преподавателей. Общее мнение следующее: если с трудом, но подготовиться к поступлению в первый-второй классы ещё можно, то в старшие классы практически невозможно. Сложный уровень заданий и очень жёсткие критерии отбора. Нужно ответить почти на 100% вопросов правильно. Например, для поступления в пятый-шестой классы — на 18 вопросов из 20. Это приём, по сути дела, отличников, а не тех, кто знает русский язык на достаточном для обучения уровне. Не смогли сдать этот тест русскоязычные дети, которые приезжали из стран СНГ. Для них русский является родным, и они тоже не прошли это тестирование».

Тест состоит из устной и письменной частей. В демоверсии для первоклассников предлагается назвать предметы на картинке (например, стол, цветные карандаши, рубашка) и подобрать к ним по одному прилагательному. Сотрудники Бизнес ФМ, пытаясь выполнить это задание, столкнулись с проблемой выбора подходящего прилагательного для «рубашки», что указывает на неоднозначность требований. Шестиклассникам предстоит прочитать текст о Ярославе Мудром и пересказать его по заданному плану, а семиклассникам — аналогичное задание по тексту о Ломоносове. Одиннадцатиклассникам же на устной части необходимо прочитать текст и дать развёрнутый ответ на вопрос о праздновании Дня Победы в России.

Московский педагог Валентина поделилась, что «отсев сильно ощущается»: за последние три года в параллелях первых классов её школы нет ни одного ребёнка-иностранца. Она признаёт, что это облегчает работу учителям, но подчёркивает важность получения образования для детей, чьи родители работают в России.

Учитель Валентина

«Этот отсев сильно ощущается. В основном остались те дети, которые были приняты в школу до вступления в силу этого закона или проекта. За последние три года в нашей школе в параллелях первых классов из 60-90 детей нет ни одного ребёнка-иностранца. Да, наверное, это облегчает жизнь учителям. Но, с другой стороны, дети, которые растут здесь, чьи родители работают здесь, они же тоже должны получить образование».

В других странах, таких как Франция и Германия, также существует обязательное школьное образование для всех детей. Для тех, кто не владеет местным языком, предусмотрены специальные адаптационные школы, после которых детям рекомендуют переводиться в обычные учебные заведения. Доцент Государственного академического университета гуманитарных наук Денис Фомин-Нилов отмечает, что вопрос системы образования в данном контексте тесно связан с миграционной политикой.

Денис Фомин-Нилов
доцент Государственного академического университета гуманитарных наук

«Нужно определиться: мы всё-таки категорически против каких-либо мигрантов? Надо понимать, что у нас будет острая нехватка рабочих рук. Если всё-таки они у нас работают, мы должны понимать, что это общественное благо. Чтобы не было никаких банд на улицах, чтобы дети социализировались. И это на самом деле даже важно для русского мира, чтобы и вернувшись к себе на родину, они вспоминали с благодарностью о России. Какая у нас прекрасная, хорошая страна. Видимо, мы действительно должны будем пойти по пути создания специальных школ с краткосрочными курсами подготовки в языке на базе наших штатных школ. И, конечно, эта проблема должна решаться на федеральном уровне».

Недавно глава СПЧ Валерий Фадеев заявил, что «несколько сотен тысяч детей-мигрантов в РФ не учатся», назвав это недопустимой ситуацией. Интересно, что два года назад именно Фадеев призывал не принимать в школы детей, не сдавших языковой экзамен. Теперь он предлагает обучать школьников русскому языку ещё в тех странах, откуда они планируют приехать.

Артемий Захаров
Артемий Захаров

Артемий Захаров. Программист по образованию, журналист по призванию. Девять лет освещает IT-индустрию, от стартапов до корпораций. Особенно интересуется влиянием новых технологий на повседневную жизнь людей. Лично тестирует большинство программных продуктов перед написанием обзоров. Считает программное обеспечение новой формой искусства современности.

Обзор новостей из мира софта