После значительного числа отсевов детей мигрантов по результатам языкового теста Министерство просвещения приняло решение о предоставлении им права на пересдачу. Эксперты отмечают, что изначальные требования были излишне строгими, из-за чего тест не смогли пройти даже школьники из стран СНГ, для которых русский язык является родным. В настоящее время ведомство рассматривает создание адаптационных курсов и внедрение новых подходов к обучению.
Первый замминистра просвещения Александр Бугаев сообщил, что детям мигрантов будет разрешено повторно пройти тестирование по русскому языку. Ранее Рособрнадзор указывал, что почти 90% детей с иностранным гражданством не справились с тестом и не могли быть зачислены в российские школы.
С текущего года для поступления в российские образовательные учреждения всем детям мигрантов необходимо сдать тест на знание русского языка. По данным на 1 января, на учёте МВД числились 784 тысячи несовершеннолетних иностранцев. Из них заявления на обучение подали менее 24 тысяч, при этом полный пакет документов был только у трети. До тестирования дошли менее 6 тысяч детей, половина из которых не смогла его пройти.
Спикер Госдумы Вячеслав Володин ранее отмечал, что диагностические материалы были разработаны индивидуально для каждой ступени обучения. Для зачисления требовалось набрать 90% правильных ответов. Однако, по мнению Бориса Панича, директора благотворительного фонда «ПСП» — ресурсного центра по миграции, это практически невыполнимое требование даже для носителей языка.
Борис Панич
директор благотворительного фонда «ПСП» — ресурсного центра по миграции«Мы общаемся с большим количеством преподавателей. Общее мнение следующее: если с трудом, но подготовиться к поступлению в первый-второй классы ещё можно, то в старшие классы практически невозможно. Сложный уровень заданий и очень жёсткие критерии отбора. Нужно ответить почти на 100% вопросов правильно. Например, для поступления в пятый-шестой классы — на 18 вопросов из 20. Это приём, по сути дела, отличников, а не тех, кто знает русский язык на достаточном для обучения уровне. Не смогли сдать этот тест русскоязычные дети, которые приезжали из стран СНГ. Для них русский является родным, и они тоже не прошли это тестирование».
Тест состоит из устной и письменной частей. В демоверсии для первоклассников предлагается назвать предметы на картинке (например, стол, цветные карандаши, рубашка) и подобрать к ним по одному прилагательному. Сотрудники Бизнес ФМ, пытаясь выполнить это задание, столкнулись с проблемой выбора подходящего прилагательного для «рубашки», что указывает на неоднозначность требований. Шестиклассникам предстоит прочитать текст о Ярославе Мудром и пересказать его по заданному плану, а семиклассникам — аналогичное задание по тексту о Ломоносове. Одиннадцатиклассникам же на устной части необходимо прочитать текст и дать развёрнутый ответ на вопрос о праздновании Дня Победы в России.
Московский педагог Валентина поделилась, что «отсев сильно ощущается»: за последние три года в параллелях первых классов её школы нет ни одного ребёнка-иностранца. Она признаёт, что это облегчает работу учителям, но подчёркивает важность получения образования для детей, чьи родители работают в России.
Учитель Валентина
«Этот отсев сильно ощущается. В основном остались те дети, которые были приняты в школу до вступления в силу этого закона или проекта. За последние три года в нашей школе в параллелях первых классов из 60-90 детей нет ни одного ребёнка-иностранца. Да, наверное, это облегчает жизнь учителям. Но, с другой стороны, дети, которые растут здесь, чьи родители работают здесь, они же тоже должны получить образование».
В других странах, таких как Франция и Германия, также существует обязательное школьное образование для всех детей. Для тех, кто не владеет местным языком, предусмотрены специальные адаптационные школы, после которых детям рекомендуют переводиться в обычные учебные заведения. Доцент Государственного академического университета гуманитарных наук Денис Фомин-Нилов отмечает, что вопрос системы образования в данном контексте тесно связан с миграционной политикой.
Денис Фомин-Нилов
доцент Государственного академического университета гуманитарных наук«Нужно определиться: мы всё-таки категорически против каких-либо мигрантов? Надо понимать, что у нас будет острая нехватка рабочих рук. Если всё-таки они у нас работают, мы должны понимать, что это общественное благо. Чтобы не было никаких банд на улицах, чтобы дети социализировались. И это на самом деле даже важно для русского мира, чтобы и вернувшись к себе на родину, они вспоминали с благодарностью о России. Какая у нас прекрасная, хорошая страна. Видимо, мы действительно должны будем пойти по пути создания специальных школ с краткосрочными курсами подготовки в языке на базе наших штатных школ. И, конечно, эта проблема должна решаться на федеральном уровне».
Недавно глава СПЧ Валерий Фадеев заявил, что «несколько сотен тысяч детей-мигрантов в РФ не учатся», назвав это недопустимой ситуацией. Интересно, что два года назад именно Фадеев призывал не принимать в школы детей, не сдавших языковой экзамен. Теперь он предлагает обучать школьников русскому языку ещё в тех странах, откуда они планируют приехать.