Долговая нагрузка регионов: рост долга при снижении рисков

Новости софта

Счетная палата заявляет об улучшении ситуации с финансовой нагрузкой на региональные бюджеты. Это произошло за счет уменьшения доли дорогостоящих рыночных заимствований и увеличения объема льготного федерального финансирования. В результате, за последние три года долговая нагрузка сократилась с 20,9% до 17,8% от доходов субъектов РФ. Тем не менее, аудиторы указывают на потенциальное искажение реальной картины долговой устойчивости, поскольку инфраструктурные бюджетные кредиты, составляющие уже пятую часть всего долга, не всегда учитываются в расчетах. Кроме того, эффективность использования этих льготных займов оценена Счетной палатой как недостаточная.

Изображение, иллюстрирующее статью о региональном долге

Анализ Счетной палаты охватывает динамику долговой нагрузки региональных бюджетов в период с 2022 по 2024 годы. Отчет показывает, что общий объем государственного долга регионов увеличился в 1,3 раза, достигнув к началу 2025 года 3,1 трлн рублей. Рост зафиксирован в 68 регионах, снижение — в 17. При этом произошли значительные структурные изменения: доля рыночных заимствований (банковских кредитов) сократилась с 42,7% до 19,4%. Соответственно, расходы на их обслуживание также снизились с 93,3% до 67,3% за тот же период. Несмотря на это, сумма, которую регионы тратят на проценты по коммерческим долгам, остается существенной, составив 50,9 млрд рублей к началу текущего года.

Доля бюджетных кредитов в общей структуре долга выросла с 55,4% до 78,4%. Среди них — инфраструктурные бюджетные кредиты (ИБК) и специальные казначейские кредиты (СКК), предоставляемые под низкие 3% годовых для финансирования инфраструктурных проектов. С 2021 по 2024 год регионам было выделено 679 млрд рублей ИБК, а в 2023 году (когда СКК появились) — 190 млрд рублей СКК. Однако госаудиторы отмечают, что эти средства не всегда используются эффективно. Так, сроки завершения 37% объектов, финансируемых за счет ИБК, переносились на год и более, а для СКК этот показатель достиг 45%. Стоимость проектов также росла — в 36% случаев для ИБК и в 21% для СКК.

В целом, по данным Счетной палаты, долговая нагрузка на региональные бюджеты уменьшилась с 20,9% до 17,8% от их доходов в период 2022–2024 годов. Снижение наблюдалось в 52 субъектах РФ, тогда как в 33 регионах она, наоборот, увеличилась.

Дальнейшее снижение долговой нагрузки ожидается благодаря программе списания двух третей задолженности по бюджетным кредитам, запущенной в текущем году. Эта инициатива предполагает «прощение» порядка 1 трлн рублей долга при условии направления сэкономленных средств на инвестиции и развитие инфраструктуры.

Уровень долговой устойчивости повысился: 15 субъектов РФ перешли из средней в высокую категорию (теперь 64 региона имеют высокую оценку), а два — из низкой в среднюю. К концу 2024 года ни один регион не был отнесен к группе с низким уровнем долговой устойчивости. Однако аудиторы подчеркивают, что при оценке долговой устойчивости не учитываются ИБК, хотя их доля в общем долге достигла 21% к началу года (СКК при этом учитываются). Это, по мнению Счетной палаты, может искажать реальную картину, и потому предлагается включить ИБК в расчеты.

Министерство финансов РФ сообщило, что все замечания госаудиторов будут внимательно проработаны. Ведомство также проводит постоянный мониторинг качества управления региональными и муниципальными финансами, стремясь стимулировать субъекты РФ к проведению ответственной долговой политики.

Елена Анисимова, управляющий директор и руководитель группы суверенных и региональных рейтингов АКРА, указывает, что в 2025 году общий объем государственного долга регионов продолжает расти. По ее словам, увеличение текущих расходов субъектов РФ может привести к дефициту ликвидности, вынуждая некоторые из них снова обращаться к коммерческим кредитам, поскольку бюджетные займы преимущественно направляются на инфраструктурные проекты. Анисимова добавляет, что задолженность перед банками уже выросла с начала текущего года у Белгородской, Нижегородской, Иркутской, Кемеровской, Ульяновской, Архангельской и Мурманской областей.

Автор: Евгения Крючкова

Константин Белоусов
Константин Белоусов

Константин Белоусов. Экономист-аналитик, работавший в банковской сфере до перехода в журналистику. Одиннадцать лет объясняет сложные экономические процессы доступным языком. Его прогнозы и аналитика высоко ценятся читателями. Особенно интересуется влиянием мировой экономики на российские реалии и развитием финтех-индустрии.

Обзор новостей из мира софта