Выставка «Надел что было» в Нехорошей квартире погружает в мир стиля писателя и его героев.
Знаменитый роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» не только захватывающее литературное произведение, но и настоящая летопись модной жизни Москвы 1920-х и 1930-х годов. Именно к различным редакциям этого произведения обратилась историк моды Ася Аладжалова, создавая основу для новой экспозиции. Описания отечественной лёгкой промышленности, а также индивидуальный стиль персонажей романа стали ключевыми элементами выставки.
В период значительных перемен в стране текстильная и модная индустрии развивались стремительными темпами. Появлялись новые дома моделей, разрабатывались практичные и стильные предметы повседневной одежды, а также спецодежда. Дизайном тканей и рабочей одежды активно занимались художники-авангардисты, такие как Любовь Попова, стремящиеся придать образу советской женщины современный вид. Сам Булгаков, известный своим вниманием к деталям и собственным стилем, часто заказывал костюмы у портных или выбирал одежду на Кузнецком Мосту. Его личный интерес к моде объясняет обилие подробных описаний нарядов в романе.
Уютная выставка в Нехорошей квартире служит своеобразным порталом в Москву 1920-х и 1930-х годов. Отправной точкой путешествия во времени становится репринтное издание журнала Vogue 1938 года, предлагающее полюбоваться элегантными платьями, изящными шляпками, туфельками и перчатками. Этот глянцевый журнал задаёт тон для дальнейшего изучения фотографий Михаила и Елены Булгаковых. Помимо их лиц и влюблённых взглядов, посетители могут заметить стильную укладку Елены Сергеевны, её выразительный макияж глаз и губ, а также актуальное платье на запах. Михаил Афанасьевич, в свою очередь, представлен в классическом образе, который выглядит актуально и сегодня: рубашка, галстук, брюки и кардиган на пуговицах. Подписи к фотографиям цитируют дневники Елены Сергеевны, где она подробно описывает подготовку к приёму в американском посольстве, включая покупку английской ткани для фрака супруга и «исчерна-синего с бледно-розовыми цветами» вечернего платья для себя.
Судя по снимкам, Елена Сергеевна была яркой женщиной, не боявшейся смелых экспериментов с макияжем – она умело подчёркивала брови, рисовала стрелки и использовала броские оттенки губной помады. Её причёска в виде «холодной волны» и длинные серьги дополняли изысканный образ. Михаил Афанасьевич вспоминал, как сопровождал жену к знаменитой портнихе Надежде Ламановой, чьи эскизы женских платьев – с приталенными силуэтами, открытой спиной, пышными рукавами и воланами – также представлены на выставке, демонстрируя переплетение реальной жизни семьи Булгаковых с художественным миром романа.
В поздних редакциях романа появляется актриса в жёлтом платье, тогда как ранее в «Грибоедове» танцевали «бледные женщины, все одеяние которых состояло из тоненького куска дешевого шелка, который можно было смять в кулак и положить в карман». Это изменение отражает новые возможности в моде 1930-х годов, когда Московский дом моделей начал активно создавать вечерние наряды, популяризируемые такими кинозвёздами, как Любовь Орлова. Хотя Булгаков не даёт детального описания жёлтого платья, эскизы на выставке позволяют предположить, что оно было длинным и прилегающим к телу.
Среди наиболее примечательных экспонатов — образцы одежды, словно застывшие мгновения из жизни москвичей 1930-х годов. Представлены летние мужские комплекты: костюм-двойка, а также хлопковые брюки в сочетании с шёлковой рубашкой. Эти наряды демонстрируют, что, как и сегодня, костюм-двойка был идеальным выбором для горожанина, стремящегося произвести хорошее впечатление. Светлые хлопковые костюмы остаются актуальными и в наши дни для тёплой погоды, гармонично вписываясь как в городскую среду, так и в атмосферу морского курорта.
Женская мода отличалась большим разнообразием. На выставке представлены популярные модели, например, платье в полоску. Полосатая одежда считалась универсальной, подходящей как для городских прогулок и занятий спортом, так и для дома. Уже в 1920-е годы дизайнеры активно использовали полоску для визуальной коррекции фигуры. Интересно, что в романе также упоминается полосатое платье, принадлежавшее первой жене Мастера; автор не описывает его крой, но отмечает, что оно было из лёгкой ткани — хлопка, шёлка или льна.
Особое внимание модницы уделяли аксессуарам. Готовый образ советской женщины должен был быть не только практичным, но и элегантным, что объясняет популярность шляпок, сумочек и туфелек. Даже по немногочисленным представленным аксессуарам видно, как продуманно они были выполнены: сумочки с необычными ручками-петельками или декорированными застёжками, а плетёная шляпка, казалось бы, простая, при ближайшем рассмотрении обнаруживает изящные кружевные поля, добавляющие образу индивидуальности.