ФАС и Бизнес: Спор о Конкуренции в Сфере Интеллектуальной Собственности

Новости софта

Российский бизнес выражает серьезные опасения по поводу законопроекта Федеральной антимонопольной службы (ФАС), который может лишить правообладателей интеллектуальной собственности защиты от обвинений в монополизации рынка. Четыре ведущие деловые ассоциации России направили письмо вице-премьеру Александру Новаку, изложив свои аргументы против этой инициативы. ФАС же утверждает, что такие меры необходимы для противодействия необоснованному росту цен на программное обеспечение (ПО), произошедшему после ухода иностранных компаний в 2022 году. Цель службы — восстановить свою способность бороться с монополией на IT-рынке. Однако деловое сообщество считает, что для этого достаточно внести изменения в отраслевые нормативные акты, а не в основной закон. ФАС заверяет, что предлагаемые ограничения будут применяться выборочно и строго по назначению.

Идеи ФАС о регулировании конкуренции в сфере интеллектуальной собственности вызвали беспрецедентную консолидацию крупнейших деловых объединений России.

Обращение к вице-премьеру

«Опора России», «Деловая Россия», Торгово-промышленная палата и Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) совместно обратились к Александру Новаку с призывом не принимать законопроект ФАС. Этот документ предлагает отменить или ограничить антимонопольные иммунитеты, которыми в настоящее время пользуются правообладатели интеллектуальной собственности.

Аргументы бизнеса против инициативы ФАС

Ассоциации выдвигают несколько ключевых аргументов. Во-первых, они считают, что изменения должны касаться только конкретных рынков, где зафиксированы злоупотребления, а не всех отраслей. Во-вторых, подчеркивается, что интеллектуальная собственность по своей природе уникальна и принадлежит ограниченному кругу лиц, что придает ей монопольный характер. Отмена иммунитетов, по мнению бизнеса, может демотивировать разработчиков инноваций. В-третьих, мировая практика антимонопольного регулирования в отношении интеллектуальной собственности подтверждает ее исключительный статус почти во всех странах.

Суть законопроекта и причины его появления

Законопроект направлен на внесение поправок в Федеральный закон «О защите конкуренции» (135-ФЗ). Его основная цель — предоставить ФАС право проводить антимонопольные расследования в отношении правообладателей, если их действия нарушают принципы конкуренции. В настоящее время такие действия защищены от надзора службы, даже если они приводят к монополизации.

Правительство озабочено резким ростом цен на российское ПО после ухода иностранных конкурентов в 2022 году, что ставит под угрозу планы по цифровизации государственного управления.

Потенциальные последствия для рынка

Татьяна Каменская, управляющий партнер юридической компании «Каменская & партнеры» и заместитель главы комитета РСПП по конкуренции, отмечает, что предложенные меры повлияют не только на IT-сектор, но и на все рынки инновационных разработок. По ее словам, ФАС получит инструмент для преследования правообладателей за злоупотребление доминирующим положением, включая завышение цен, избирательное партнерство или отказ от заключения контрактов.

Анастасия Тараданкина, партнер и руководитель антимонопольной практики Delcredere, разделяет опасения бизнеса, предупреждая, что усиление контроля над правообладателями и размывание уникальности их продуктов может привести к сокращению инвестиций в инновации и научно-исследовательские разработки (R&D).

Позиция ФАС

Сергей Пузыревский, статс-секретарь — заместитель руководителя ФАС, подчеркивает, что ведомство не планирует отменять защиту интеллектуальной собственности. Эти права, по его словам, гарантированы Конституцией, Гражданским кодексом и другим законодательством, и речи об их изъятии по антимонопольным причинам не идет.

ФАС стремится к созданию равных условий регулирования для IT-сектора, аналогичных другим отраслям экономики. Антимонопольные расследования будут проводиться только при выявлении антиконкурентного поведения доминирующего игрока (с долей рынка более 35%) или доказанного картельного сговора. Чиновник отметил готовность обсуждать конкретные пороги с представителями рынка.

Служба открыто заявляет, что инициативазвана необходимостью сдержать «резкое и зачастую необоснованное удорожание IT-продуктов на российском рынке».

ФАС намерена анализировать причины удорожания и применять антимонопольные санкции только в тех случаях, когда рост цен является следствием доказанной и судебным решением подтвержденной монополизации или картельного сговора. Если повышение цен на ПО обусловлено объективными факторами, такими как инвестиции в разработку замещающих продуктов (при условии доказательства обоснованности затрат), ФАС не будет предъявлять претензий. Подобный подход уже применяется к цифровым платформам, где антимонопольное регулирование действует без иммунитетов, и ФАС активно использует предупреждения.

Исторический контекст и государственный заказ

Источник, знакомый с ситуацией, указывает, что ФАС фактически пытается устранить «искажения» в антимонопольном законодательстве, возникшие после вступления России в ВТО. Закон 1991 года предусматривал право антимонопольных органов бороться с монополизацией и картелями в сфере ИС, но эти нормы были изменены в 2002 году и окончательно сформировались в 2006–2009 годах, предоставив иммунитет правообладателям. Предполагается, что эти изменения были уступкой крупным западным IT-компаниям в обмен на легализацию их продуктов на российском рынке.

ФАС предпринимает попытки ввести антимонопольное регулирование в сфере интеллектуальных прав уже несколько лет. С 2016 года разрабатывался «пятый антимонопольный пакет», где изначально предлагалась полная отмена иммунитетов для цифровой среды. Хотя эта версия была смягчена и принята лишь в 2023 году, глава ФАС Максим Шаскольский в 2024 году вновь поднял вопрос о необходимости отмены иммунитетов для правообладателей.

Нынешний конфликт отражает реакцию ФАС на снижение конкуренции в IT-секторе и стремление рынка адаптироваться к новым экономическим условиям после 2022 года. Однако отмечается, что потенциал регуляторов по поддержке конкуренции до конца не использован. Конкуренция в сфере госзаказа на ПО часто страдает из-за действий самих госзаказчиков, которые заключают контракты с единственными поставщиками без проведения торгов.

Эта практика, вызванная стремлением государства быстро приобрести надежные решения, становится все более распространенной. Возможно, именно здесь кроется основная причина дороговизны ПО и монополизма, которую власти должны рассматривать в первую очередь. Хотя ФАС последовательно выступает за ограничение таких контрактов, она, вероятно, не может повлиять на это без поддержки со стороны других ведомств, предпочитая вместо этого расширять свои полномочия для давления на поставщиков и обвинения их в завышении цен.

Константин Белоусов
Константин Белоусов

Константин Белоусов. Экономист-аналитик, работавший в банковской сфере до перехода в журналистику. Одиннадцать лет объясняет сложные экономические процессы доступным языком. Его прогнозы и аналитика высоко ценятся читателями. Особенно интересуется влиянием мировой экономики на российские реалии и развитием финтех-индустрии.

Обзор новостей из мира софта