Феномен Надежды Кадышевой: почему фолк-дива покорила новое поколение?

Культурные новости

Надежда Кадышева завершила летний сезон ретро-концертов полным аншлагом, что вызвало активные обсуждения в культурной среде.

Завершилось лето, ознаменованное необычайным всплеском интереса к ретро-музыке, кульминацией которого стал триумфальный концерт Надежды Кадышевой. Зеленый театр Парка культуры был переполнен зрителями, многие из которых пришли в традиционных кокошниках, водили хороводы и участвовали в импровизированном «ритуальном» пении. Это явление, ставшее заметной тенденцией сезона, не оставило никого равнодушным – одни откровенно смеялись, другие плакали, а третьи с энтузиазмом присоединялись к всеобщему празднику.

Надежда Кадышева на концерте
Фото: АГН «Москва»

Специалисты по музыкальным трендам пребывают в замешательстве. То, что казалось мимолетным увлечением, вызванным необычными обстоятельствами, неожиданно приобрело затяжной характер. Сегодня феномен Надежды Кадышевой и ее популярности среди молодежи уже становится темой для документальных проектов, где делаются смелые выводы о возрождении не просто народной культуры, а целой «духовности великой страны». Эта тема, безусловно, очень востребована в нынешнее время, провозглашая идею самодостаточности и демонстрации «музыкальной силушки» через массовые хороводы на стадионах, без нужды в зарубежных гастролерах.

Однако в этом повсеместном «духовном» подъеме важно учитывать нюансы. Прежде всего, Надежда Никитична не является фолк-исполнительницей в традиционном смысле. Хотя в ее репертуаре есть композиции, именуемые народными, большинство ее популярных хитов представляют собой современную стилизацию, где народные мотивы смешиваются с эстрадными, а порой даже с откровенно попсовыми аранжировками. Безусловно, как артистка, Кадышева имеет полное право на любые музыкальные эксперименты и интерпретации. Однако подлинный, аутентичный фольклор следует искать у тех, кто изучает его в этнографических экспедициях и работает с первоисточниками.

Во-вторых, интерес к народной музыке во всех ее формах никогда не угасал и не требует возрождения. «Корневая» музыка органично интегрировалась и продолжает интегрироваться в различные жанры: от электроники и тяжелого рока до ретро-эстрады и даже ресторанной эстетики, где под расстегаи и гречку подаются песни и пляски. Хотя такие коллективы, как «Иван Купала» и Setllers, стоят в ином музыкальном ряду, нежели, например, «Балаган Лимитед», все они черпают вдохновение в фольклоре. При этом, яркие кокошники и массовые хороводы не являются характерной чертой их выступлений.

Возвращение Кадышевой на пик популярности выглядит куда более впечатляюще. Загадочность этого феномена лишь подогревает интерес. Почему именно она, а не, скажем, Бабкина, Варвара или Пелагея? Почему не завирусились записи Людмилы Зыкиной, которая считается более музыкально значимой? Попытки найти четкую логику в мире непредсказуемых трендов соцсетей часто бесплотны. Однако, в харизме и песнях Надежды Никитичны можно уловить нечто, что делает ее особенно актуальной на фоне нынешнего ажиотажа вокруг ее имени.

Ее композиции отличаются мелодичностью, сентиментальностью, наивной простотой и той самой выраженной «русскостью», которые, казалось бы, вопреки всему, идеально сочетаются. Добавьте к этому эффектные сценические образы и манеру движений, и в результате молодежь обнаружила в этом свою «Нарнию». Поколение зумеров можно понять. Их долгое время кормили однообразными, коммерчески выверенными треками от таких исполнителей, как Клава Кока, Ольга Бузова, Миа Бойко и им подобных.

Эти трудолюбивые артисты, как мужчины, так и женщины, походили на конвейеры по производству модных трендов и цепляющих мелодий. Их творчество представляло собой смесь энергичных битов и зачастую бессмысленного текста. На этом фоне искренне исполненная фраза «течет река, течет ручей, и я ничья, и ты ничей» вполне могла ощущаться как голос из другого, волшебного мира. Этот «зазеркальный» мир пленяет своей карнавальной яркостью, разительно отличающейся от суетливой и часто безрезультатной гонки за сиюминутной модой.

Однако не стоит считать молодых поклонников Кадышевой наивными. Есть веские основания полагать, что на ее концерты они приходят не столько ради музыки, сколько ради создания уникального контента. Сегодня посещение концерта — это не только возможность насладиться выступлением любимого артиста и забыть о повседневности, но и шанс запечатлеть себя на ярком событии. В современном мире, если ты не поделился этим в соцсетях, то словно и не был.

Достаточно взглянуть вокруг, находясь в фан-зоне или VIP-секторе, чтобы увидеть множество людей, занятых съемкой себя на видео, танцующих и подпевающих. Возникает предположение, что артист и его песни для значительной части зрителей служат лишь фоном для реализации собственного желания ощутить себя звездой, находящейся на волне популярности. Хотя это может казаться проявлением внутренней неуверенности и комплексами, люди стремятся превратить свою жизнь в яркое шоу, особенно когда она в реальности скучна и однообразна.

Возвращаясь к Надежде Никитичне, стоит искренне порадоваться за ее успех. Она получила и блестяще реализовала второй шанс в карьере, чего многие ее коллеги по поколению не могут даже мечтать, ни о такой славе, ни о соответствующих гонорарах. Однако в целом, складывающаяся ситуация вызывает определенное беспокойство. Иначе и быть не может, когда «прививки» в виде концертов мировых звезд стали недоступны. Вот народ и «болеет», испытывая некий культурный голод. Признаков скорого «исцеления» этой осенью пока не наблюдается.

Автор: Илья Легостаев

Константин Белоусов
Константин Белоусов

Константин Белоусов. Экономист-аналитик, работавший в банковской сфере до перехода в журналистику. Одиннадцать лет объясняет сложные экономические процессы доступным языком. Его прогнозы и аналитика высоко ценятся читателями. Особенно интересуется влиянием мировой экономики на российские реалии и развитием финтех-индустрии.

Обзор новостей из мира софта