Феномен Виктора Цоя: 35 лет неразгаданной магии

Культурные новости

Поклонники артиста собираются отметить трагическую годовщину ухода своего кумира, вспоминая его бессмертное наследие.

15 августа для многих поклонников Виктора Цоя — это не просто день памяти, а повод вновь погрузиться в его творчество: пересмотреть фильмы, переслушать песни и вспомнить те эмоции, что будоражили их сердца 35 лет назад. Несмотря на прошедшие десятилетия, образ Цоя сохраняет свою притягательность, оказывая мощное влияние на новые поколения слушателей.

Виктор Цой на концерте
Фото: Геннадий Черкасов

Виктор Цой ушел из жизни слишком рано, не дожив до тридцати лет, и эта трагическая случайность, парадоксальным образом, стала одной из основ его невероятного феномена как музыканта. В то время как песни способны оставаться актуальными десятилетиями, их создатели нередко теряют былую искренность, погружаясь в коммерцию или политические интриги, чем вызывают лишь разочарование. Цой же навсегда запечатлелся в памяти как подлинный рок-герой, чьи песни звучат вечно молодым голосом, олицетворяя собой беспримерную харизму и неподвластную времени крутость.

Джоанна Стингрей, американская певица и публицист, знала Цоя еще до того, как группа «Кино» обрела всесоюзную славу. Она поддерживала с ним постоянную связь и даже выступала с ним на одной сцене во время последнего концерта «Кино» в Лужниках в июне 1990 года. Как и многие, кто был близок к Цою, Джоанна не раз задавалась вопросом о природе его уникальности и магии его музыки, которая до сих пор вызывает столь сильные эмоции. Найти однозначный ответ на этот вопрос, по ее словам, сложно на любом языке.

В одном из интервью Джоанна Стингрей вспоминала: «Стоило мне услышать «Кино», как их мелодии и припевы моментально проникали в сознание и начинали звучать без остановки. Уже после первого же их выступления, несмотря на незнание русского языка, я ловила себя на том, что пытаюсь напевать «Видели ночь, гуляли всю ночь до утра» или «Троллейбус, который идет на восток». Я спрашивала себя: «Как это возможно? Откуда я знаю эти слова?» Ответа нет. Это просто какая-то мощная энергия, которая возникла и мгновенно нашла отклик в сердцах миллионов. Мы не можем объяснить, почему мы так сильно любим Цоя и других великих артистов. Мы просто испытываем к ним эту любовь».

Для издания «Московский Комсомолец» и его музыкальной рубрики «Звуковая дорожка» Виктор Цой всегда был фигурой особого значения. Именно на масштабном фестивале «ЗД», проходившем в рамках праздника «МК» в 1990 году, состоялся последний в истории концерт группы «Кино». Когда музыканты вышли на сцену перед 70-тысячной толпой на арене «Лужников», никто, разумеется, не мог предположить, что это станет их заключительным выступлением в данном составе. Однако даже участники закулисной команды того шоу до сих пор с теплотой вспоминают уникальную атмосферу, царившую в тот вечер.

Борис Мегрелидзе, занимавший тогда пост заместителя гендиректора «Лужников», вспоминал: «Мы впервые после Олимпиады вновь зажгли Олимпийский факел! И эффект, нужно признать, был просто потрясающий, когда пламя вспыхнуло в этой огромной чаше. Я до сих пор ощущаю те эмоции, когда факел загорелся именно в момент выхода Цоя! Это было до мурашек по коже!»

После своего выступления Джоанна Стингрей не собиралась оставаться на концерт «Кино», так как видела их на сцене множество раз. «Но Витя тогда попросил меня: «Джо, пожалуйста, останься. Этот концерт будет особенным, и я хочу, чтобы ты его увидела, — делилась Джоанна. — И действительно, концерт оказался невероятным, поистине легендарным, ему было суждено войти в историю. После выступления мы еще какое-то время общались за кулисами, я похвалила их блестящее выступление, и мы начали прощаться. Виктор крепко обнял меня, сказав: «Хорошего тебе лета, Джо!» Он уже отходил, но затем обернулся и добавил: «Я буду тебя ждать». Он всегда так говорил…»

Спустя тридцать пять лет после своей трагической гибели Виктор Цой, в некотором смысле, продолжает ждать каждого, кто хранит в памяти его песни. Его образ вновь появляется на больших концертах бывших участников «Кино», он снова и снова звучит с экрана, исполняя «Перемен» в кульминационной сцене фильма Соловьева «Асса» или уходя в ночную мглу под «Группу крови» в «Игле». О Цое продолжают писать новые книги, а его композиции, ставшие поистине народными, можно смело включать в школьные образовательные программы. На вопрос «В чем причина такой непреходящей популярности?» по-прежнему нет однозначного ответа. Но, возможно, если чувства искренни, то и нет нужды их объяснять.

Константин Белоусов
Константин Белоусов

Константин Белоусов. Экономист-аналитик, работавший в банковской сфере до перехода в журналистику. Одиннадцать лет объясняет сложные экономические процессы доступным языком. Его прогнозы и аналитика высоко ценятся читателями. Особенно интересуется влиянием мировой экономики на российские реалии и развитием финтех-индустрии.

Обзор новостей из мира софта