В Калининграде стартовал кинофестиваль, где представлены работы как известных, так и начинающих кинематографистов.
Калининградский кинофестиваль «Короче», посвященный короткометражному и дебютному кино, вновь собрал под своим крылом талантливых кинематографистов. В этом году среди дебютантов заметно выросло число узнаваемых лиц — отпрысков известных кинодеятелей и популярных актеров, решивших попробовать себя в режиссуре. Для всех участников это уникальная возможность представить свои первые работы, полные надежд и возможных разочарований.
Отбор участников и состав жюри
Из полутора тысяч поданных заявок на участие в конкурсе короткометражных фильмов были отобраны лишь 26 работ. Некоторые заявки, включая фильмы актеров Глеба Пускепалиса и Анастасии Куимовой, были отклонены из-за несоблюдения правила премьерности. Это правило, возможно, оказалось неожиданностью для некоторых начинающих кинематографистов, поскольку участие в «Короче» требует эксклюзивности показа.
Оценивать короткометражные ленты будут известные деятели кино: актеры Аня Чиповская, Роман Евдокимов, режиссер и актер Евгений Сангаджиев, а также продюсер Михаил Врубель. Секцию полнометражных дебютов жюри, в состав которого вошли продюсеры Игорь Толстунов и Сабина Еремеева, режиссер Андрей Прошкин и сценарист Илья Тилькин, рассмотрит всего шесть картин. Седьмой фильм был снят с конкурса из-за творческих разногласий между молодым режиссером и опытными продюсерами, что лишний раз подтверждает, что в мире кино часто сталкиваются разные взгляды.

«Мальчик-птица»: Главное открытие фестиваля
Открытие программы полнометражных фильмов ознаменовалось показом картины Савелия Осадчего «Мальчик-птица» — редкого образца подлинного авторского кинематографа. Сюжет фильма строится вокруг проблемы главного героя, воспитанника детского дома, чей голос не изменился с детства, оставаясь высоким, как у ребенка. Эта деталь, вдохновленная реальным опытом друга режиссера, служит лишь отправной точкой для вымышленных событий. Центральную роль исполнил Денис Хохрин, выпускник Школы-студии МХАТ, чья игра в этом фильме демонстрирует большой потенциал, несмотря на то, что он пока сосредоточен на кино, а не на театральной сцене.
В реальной жизни проблема с голосом у прототипа героя решилась терапией, но в фильме взросление персонажа происходит после трагического инцидента с его возлюбленной — девушкой, которая единственная проявила к нему настоящую человечность. Роль девушки, запомнившейся зрителям по дебюту в фильме «Одним днем», убедительно исполнила талантливая Елизавета Струнина. Ее героиня — добрая, отзывчивая натура, поющая в церковном хоре. Случайный визит ее птицы в дом отца главного героя становится символом хрупкого счастья, которое разрушает «мужская тьма». Этот темный аспект становится одновременно и спасением, и проклятием для несчастного героя, чья минутная слабость приводит к неминуемому возмездию.
Тема мужественности также исследуется через образ отца, блестяще воплощенный Максимом Щеголевым. Его сильный, но черствый персонаж не способен на великодушие по отношению к сыну, которого он дважды предал, и лишь лишает его последних надежд. Отвечая на вопрос сводного брата о своем необычном голосе, главный герой мрачно предрекает: «У тебя такой же будет, когда тебя бросит отец», подчеркивая глубокую рану отцовского предательства.

Творческий путь и восприятие фильма
Для всей команды, включая режиссера, оператора и художника, это стало дебютом в полнометражном кино. Савелий Осадчий, по образованию киновед, изучал режиссуру в Школе дизайна под руководством Ивана Твердовского, который впоследствии стал его продюсером. «Мальчик-птица» вырос из дипломной работы режиссера, ранее уже представлявшего свои короткометражки на ММКФ и фестивале «Зимний», работая с той же сплоченной командой, что является образцовой моделью для творческого роста.
Перед показом Осадчий отметил, что «Короче» кажется «фестивалем на приколе», вероятно, подразумевая его гламурный и светский характер. Он подчеркнул, что в нынешних условиях многие кинематографисты создают совсем иные картины, руководствуясь инстинктом самосохранения, тогда как его фильм — это «одинокий голос человека». Суть картины не столько в физиологической проблеме голоса, сколько в глубоком исследовании человечности. При создании фильма команда не сразу думала о технической реализации детского голоса, но позже успешно применила нейросети, используя архивные детские записи и сотни часов работы с ИИ, чтобы добиться нужного эффекта. После просмотра одна из зрительниц выразила удивление глубиной картины, отметив, что не ожидала такого от молодых авторов. Однако, некоторые молодые коллеги режиссера разошлись во мнениях, считая, что современному зрителю требуется совершенно иной кинематограф.







