Традиционное открытое заседание жюри игрового, документального и анимационного конкурсов фестиваля «Окно в Европу» дало представление о состоянии современного отечественного кино.
На кинофестивале «Окно в Европу» в Выборге существует давняя традиция: перед объявлением победителей проводится открытое заседание, объединяющее жюри трёх конкурсов. Здесь члены жюри могут анонимно поделиться общими впечатлениями от просмотренных работ.
Хотя такие обсуждения порой бывают бурными, на этот раз они прошли относительно спокойно, расставив при этом важные акценты. Высказанные мнения отражают не только специфику конкурсной программы в Выборге, но и общие тенденции в российском кинематографе. Фестиваль, вот уже 33 года, традиционно пытается предсказать будущее индустрии. Хотя эти прогнозы часто не внушают оптимизма, само кино продолжает развиваться.

Игровое кино: В поисках конфликта
Наиболее проблемным оказался конкурс игрового кино, где доминировали дебютанты и режиссёры вторых картин. Лишь опытный Слава Росс решился конкурировать с ними, тогда как многие именитые авторы предпочитают не участвовать в общих состязаниях с начинающими.
Это общемировая тенденция для игровых конкурсов – предпочтение отдаётся молодым талантам. В итоге, Слава Росс со своей картиной «Догги» стал одним из немногих, кто смог выдержать высокий уровень, в то время как работы остальных участников были менее стабильны.
Председатель жюри игрового конкурса, известный сценарист Олег Маловичко (автор более 50 работ, включая такие хиты как «Метод» и «Мажор»), поделился впечатлениями от работы. Он процитировал Чарльза Диккенса, чтобы описать эмоциональные качели, которые испытывали члены жюри: от восторга до отчаяния. По его словам, конкурсные фильмы слишком увлеклись темой «возвращения к человеку» и самопознания, избегая острых конфликтов и актуальных проблем. Маловичко отметил, что кино словно отстранилось от происходящего в стране и мире. Он выразил надежду, что следующий фестиваль станет площадкой для фильмов, которые смело и открыто затрагивают важные гражданские и социальные темы, переходя от индивидуального к общественно значимому.

Документальное кино: Возвращение к человеку
Любовь Аркус, киновед и режиссёр, возглавлявшая жюри документального конкурса (где ситуация была значительно лучше, с множеством глубоких работ о людях), подчеркнула ответственность перед российской культурой, зрителями и историей кинематографа, назвав его одной из величайших. Её слова прозвучали как ответ на выступление Александра Дьякова, члена жюри игрового конкурса, который акцентировал внимание на ответственности перед коллегами, инвесторами, Минкультом и Фондом кино.
Аркус отметила положительную тенденцию: документальное кино отошло от доминирующих в последнее время трендов, таких как высокобюджетные, «приглаженные» работы с малым количеством человечности, а также чрезмерное увлечение «кинонаблюдением», которое часто является арт-хаусом для узкого круга.
«В документальное кино вернулись жанры», — заявила Аркус, отметив появление документальных комедий и драм, а также множество ярких человеческих историй. Однако её прогноз на будущее оказался пессимистичным. Она выразила беспокойство о судьбе талантливых молодых кинематографистов, поскольку видит только две основные ниши: государственное заказное кино и фильмы, созданные по заказу «нежелательных организаций». Аркус подчеркнула, что ей интересно только кино о человеке, но такие работы, показанные в Выборге, не имеют широкой дистрибуции, оставаясь фактически вне доступа для массового зрителя, за исключением фестивалей.
Эти фильмы редко попадают на стриминговые платформы, в кинотеатры или на телевидение, часто под предлогом неготовности зрителя платить за такое содержание. В итоге, их судьба ограничивается немногочисленными кинофестивалями.
Анимация: Поэзия и литература
Анимационный конкурс традиционно демонстрирует стабильно хорошие результаты. Александр Храмцов, режиссёр и художник-постановщик, работавший над проектами с Георгием Данелией и Павлом Лунгиным, поделился мнением жюри. Он отметил, что анимация, будучи искусством создания миров «с чистого листа», даёт огромные возможности, но и налагает большую ответственность. По словам Храмцова, ссылаясь на Фёдора Хитрука, важно, чтобы анимационный фильм, несмотря на свою свободу, был понятен зрителю, а средства выражения гармонично сочетались с рассказываемой историей. Программа анимации включала как сильные дебюты, так и выдающиеся работы опытных режиссёров.
Писатель Станислав Востоков, также член жюри, обратил внимание на то, что из 25 представленных мультфильмов лишь один являлся экранизацией. Он сравнил это с советской анимацией, значительная часть которой базировалась на литературных произведениях, и выразил пожелание более тесного сотрудничества между литературой и анимацией.
Общая картина: Сужение пространства для авторского кино
Пространство для авторского кино сокращается, особенно в анимации, которая находится под угрозой в этом сегменте. Поддержка авторских проектов минимальна. Режиссёры игрового кино, стремясь к показу своих работ в кинотеатрах и на платформах, вынуждены прибегать к самоцензуре, ориентируясь на популярные запросы аудитории. Как отметил киновед Андрей Апостолов, становится всё труднее формировать программы, состоящие исключительно из фестивальных фильмов, поскольку смелых и экспериментальных работ почти нет – в игровом конкурсе была представлена лишь одна такая картина.







