Министерство культуры РФ впервые одобрило для проката картину Юлдус Бахтиозиной, созданную с помощью искусственного интеллекта.

На фестивале короткометражного и дебютного кино «Короче», проходящем в Калининграде, состоялась премьера фильма «Идеально отвергнутые» Юлдус Бахтиозиной. Эта работа стала знаковым событием, поскольку Министерство культуры РФ впервые выдало прокатное удостоверение картине, в значительной степени созданной с использованием искусственного интеллекта, что вызвало удивление в кинематографических кругах, в том числе у таких режиссеров, как Валерия Гай Германика.
В финальных титрах картины, темой которой стал «фарфоровый абьюз», явно указано: концепция, генерация изображений и текстовые запросы (промпты) принадлежат Юлдус Бахтиозиной, а сам фильм создан при участии искусственного интеллекта.
Автор статьи отмечает, что, в отличие от некоторых других работ, представленных на фестивале «Короче», которые, несмотря на отсутствие прямого участия ИИ, кажутся лишенными жизни и оригинальности, фильм Бахтиозиной является настоящим экспериментом. Критик размышляет о тенденции среди молодых кинематографистов к «изобретению велосипеда» из-за недостатка опыта и осведомленности о классике и значимых именах отечественного кино, таких как Тарковский, Петр Луцик и Алексей Саморядов. Примером просвещения служит показ обновленной версии фильма Сергея Члиянца «Ветер» по их сценарию на фестивалях в Ханты-Мансийске и Калининграде. Также упоминается открытие новой актрисы Дарьи Михайловой в дебютном фильме «Взрослый сын» Ивана Шкундова, чье выступление сравнивается с работой Сандры Хюллер.
Короткометражная картина «Идеально отвергнутые» длится немногим более девяти минут. Юлдус Бахтиозина выступила в ней как режиссер, сценарист и монтажер. При этом музыкальное сопровождение и визуальные образы персонажей были полностью сгенерированы нейросетью.
В центре сюжета – фарфоровые статуэтки, дамы массового производства, которые на английском языке с субтитрами рассказывают о своих непростых судьбах. Через их монологи зритель погружается в мир, где необходимо постоянно удивлять и предлагать нечто новое, чтобы выжить и не оказаться «под глазурью».
Куклы, утратившие свою актуальность или получившие дефекты (трещины, моральное устаревание, повреждения от «главных врагов» – котов, как, например, леди Мария), отправляются на свалку истории. Еще недавно они считались уникальными, но теперь лежат среди мусора, символизируя утрату ценности.
Будучи фарфоровыми леди, они становятся безмолвными свидетелями скрытых аспектов жизни, включая нормализованное «пожирание» друг друга. Сцена, где одна кукла буквально поглощает другую, меньшую, символизирует жестокость этого мира. Постепенно героини приходят к осознанию иллюзорности своей уникальности, понимая, что все они — лишь подобие себе подобных.
Одна из героинь, леди Вивьен, когда-то бесценная, теперь выставлена на торги, но даже с 50% скидкой не находит покупателя. Закадровый голос, напоминающий Вернера Херцога (который сам экспериментировал с ИИ для своих работ), рассказывает об этом. Фарфоровые барышни, стремящиеся к «перезагрузке» и новому «аватару», по сути, отражают переживания многих реальных женщин и актрис. Испытание на «царевность» – центральная тема в творчестве Юлдус Бахтиозиной, которую проходят все ее персонажи.
Юлдус Бахтиозина – опытный кинематографист, известная своим полнометражным фильмом «Дочь рыбака», представленным на Берлинале, а также циклом короткометражных работ. Ее многогранный талант проявляется и в других областях: она является художником и фотографом, постоянно расширяет свои творческие горизонты, освоив церковную вышивку (работы которой представлены на ее выставках), создавая уникальные кокошники и украшения, а также занимаясь керамическим искусством.
В контексте современной тенденции российских кинематографистов к обращению к сказочным сюжетам (иногда из опасения цензуры), Юлдус Бахтиозина давно и органично использует эти мотивы не как способ адаптации к текущим реалиям, а как естественный элемент своего художественного языка.
В финале «Идеально отвергнутых» фарфоровые леди возвышенно уходят из жизни, подобно истинным царевнам, демонстрируя свою независимость от обыденности. Послание Юлдус Бахтиозиной заключается в том, что необходимо учиться жить с травмой, извлекая из нее ценный опыт. Именно этот путь стойко преодолевают ее фарфоровые героини.







