В течение первых девяти месяцев 2025 года российские фитнес-клубы значительно увеличили свой доход, достигнув примерно 160 миллиардов рублей. Это на 14,5% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, что объясняется ростом цен, расширением спектра предлагаемых услуг и повсеместным внедрением помесячной системы оплаты.
По данным исследования Национального фитнес-сообщества, на которое ссылается Forbes, доход российских фитнес-клубов за три квартала текущего года составил около 160 миллиардов рублей. Этот показатель демонстрирует почти 14,5%-ный рост в сравнении с предыдущим годом, который обусловлен как увеличением стоимости услуг, так и активным развитием и продажей дополнительных предложений, включая персональные тренировки, услуги солярия и спа-процедуры.
Среди заметных тенденций в фитнес-индустрии — значительное увеличение числа посетителей старше 60 лет. Также выросла доля молодежи (от 18 до 34 лет), которая теперь составляет около трети всех клиентов. Примечательно, что эта молодая аудитория все чаще отказывается от годовых абонементов в пользу ежемесячной оплаты.
Ольга Киселева, президент Ассоциации операторов фитнес-индустрии и руководитель сети World Gym в России, подчеркивает устойчивый рост рынка:
Ольга Киселева, президент Ассоциации операторов фитнес-индустрии, руководитель сети фитнес-клубов World Gym в России:
«Мы наблюдаем высокие темпы роста ежегодно. В сравнении с 2024 годом, наш внутренний анализ показывает рост на 23%. Это объясняется как умеренным повышением цен (на 11-12% в год, или 24% за два года), так и значительным увеличением числа клиентов. Ключевым фактором является распространение новой «подписочной» модели оплаты. Ежемесячные платежи до 2 тысяч рублей, списываемые автоматически, снижают барьер входа, делая фитнес сопоставимым по стоимости с другими онлайн-сервисами. Возможность отказаться от услуги в любой момент без крупных единовременных затрат (30-50 тысяч рублей) привлекает более молодую и менее платежеспособную аудиторию. Эта модель, активно развивающаяся последние 4-5 лет, уже охватывает более 20% платежей в Москве и около 14% по всей России, что является мощным драйвером роста рынка».
Фитнес-менеджер и мастер-тренер сети XFIT Мария Матусевич не заметила значительных изменений в возрастной структуре аудитории за последние годы. Однако она подчеркивает сдвиг в сторону оздоровительных и общеукрепляющих тренировок. Помесячная оплата, по ее наблюдениям, также активно набирает популярность.
Мария Матусевич, фитнес-менеджер и мастер-тренер одного из клубов сети XFIT:
«Время изнуряющих тренировок до изнеможения проходит. Современные клиенты чаще стремятся к укреплению здоровья, профилактике и регулярным занятиям 2-3 раза в неделю. Хотя желание улучшить эстетику тела и похудеть остается, оно часто отходит на второй план. Все больше людей приходят за общим тонусом, укреплением мышц, активностью и оздоровлением. Нельзя сказать, что клиенты стали экономить. Те, кто пользовался персональными тренировками ранее, продолжают это делать, независимо от сегмента клуба (средний или премиум). Персональные тренеры востребованы повсеместно. Конкуренция для клубов среднего и бизнес-сегмента, особенно с появлением помесячной оплаты, усиливается. Чтобы удержать клиентов от перехода на более гибкие тарифы, таким клубам необходимо предлагать безупречный сервис и сильный тренерский состав, предоставляя весомые аргументы для годовой оплаты».
Национальное фитнес-сообщество прогнозирует, что к концу 2025 года выручка фитнес-рынка достигнет 215 миллиардов рублей. Однако ожидается, что рентабельность останется невысокой. Это объясняется изменениями в налоговом и социальном законодательстве, а также предстоящим повышением минимального размера оплаты труда на 20% с начала 2026 года, что повлечет за собой дополнительные расходы для индустрии.