Форум контрольно-надзорных органов: от массовых проверок к умным

Новости софта

Шестой форум контрольно-надзорных органов, организованный Аппаратом Правительства и Минэкономразвития, стартовал 16 октября в Красноярске. Эта ключевая платформа собрала порядка семисот руководителей и сотрудников региональных надзорных ведомств для обсуждения новой архитектуры контрольно-надзорной деятельности (КНД) после масштабной реформы и введения «регуляторной гильотины». В ходе первого дня форума активно обсуждалась стратегия перехода к «умному контролю», ориентированному на человека, как способу смягчить возрастающую налоговую нагрузку на предпринимательство. Эта инициатива, продвигаемая Правительством, Минэкономразвития и Генпрокуратурой, встречает определенное сопротивление со стороны самих контролирующих инстанций.

В своем видеообращении к участникам премьер-министр Михаил Мишустин подчеркнул важность ориентации надзорных органов на повышение качества продукции на отечественном рынке. Он также напомнил о позитивной реакции бизнеса на государственные реформы, приведшие к снижению избыточного контроля и не имевшие негативных последствий. В качестве примера премьер привел сокращение числа пожаров на опасных объектах на четверть за последние пять лет.

В ходе пленарного заседания, модерируемого статс-секретарем Минэкономразвития Алексеем Херсонцевым, Сергей Верещагин, первый заместитель губернатора Красноярского края, отчитался о трансформации контрольно-надзорной деятельности. Он отметил смещение акцентов с наложения штрафов на превентивные меры. Красноярский край внедрил систему индикаторов риска для определения проверок еще до федерального законодательства, что позволило достичь 90% результативности проверок к моменту вступления закона в силу, а на сегодняшний день этот показатель составляет 95%.

Сергей Вельмяйкин, заместитель главы аппарата Правительства РФ, поблагодарил участников, затем акцентировал внимание на ключевом принципе: законопослушный бизнес не должен сталкиваться с контролерами, и ведомствам следует избегать бесполезных визитов. Он также предостерег от «реваншизма» – увеличения числа проверок по правительственным поручениям, отметив, что их эффективность в полтора раза ниже, чем у обычных проверок. Кроме того, Вельмяйкин сообщил о выявленных аппаратом Правительства и Минэкономразвития диспропорциях в присвоении категорий риска: некоторые контролирующие органы относят к высоким рискам значительно больше компаний в своей отрасли по сравнению с аналогичными ведомствами.

Идея о необходимости сбалансировать ожидаемое увеличение налоговой нагрузки на бизнес путем уменьшения регуляторного давления неоднократно подчеркивалась в различных секциях форума.

Тем не менее, переход контролирующих органов от традиционного надзора к репутационному регулированию сопряжен с трудностями. Дискуссия о добровольных системах оценки добросовестности бизнеса, например, касательно качества топлива на АЗС, выявила неопределенность в вопросах периодичности такой оценки и последствий для нарушителей. Модератор сессии Константин Никитин (ЦСР) и Александр Кузьмин (Росстандарт), отвечая на вопрос о возможности госконтроля репутации компаний после «регуляторной гильотины», признали, что механизм санкций за «подделку репутации» пока не разработан.

Госконтроль качества: новое предложение

В рамках обсуждений также прозвучало предложение о введении государственного контроля качества для всей промышленной продукции.

Аудитор Счетной палаты Светлана Орлова, подчеркивая значимость риск-ориентированного подхода в проверках, с юмором отметила случай, когда статс-секретарь Ростехнадзора Александр Демин, прибыв в Красноярск, сразу же направился проверять Красноярскую ГЭС, что, по её мнению, является примером, противоположным риск-ориентированному подходу.

Артем Кононенко, руководитель департамента по защите прав предпринимателей Генпрокуратуры, сместил фокус обсуждения на более серьезные аспекты. Он выразил обеспокоенность попытками восстановить массовый контроль «через парламент», несмотря на отмену устаревших оснований для проверок «регуляторной гильотиной» и общую реформу надзорной сферы. Кононенко подчеркнул, что именно прокурорский надзор предотвращает необоснованные проверки, и призвал к тщательному оформлению документов, так как значительная часть запросов на внеплановые проверки (105 тысяч из 165 тысяч) отклоняется. Он также упомянул о текущей работе Генпрокуратуры и Правительства по ограничению произвола в присвоении категорий риска и внедрению искусственного интеллекта для анализа оснований проверок, отметив уже имеющиеся разработки Россельхознадзора в этой области. Подробности этих инициатив, как ожидается, будут представлены главой аппарата Правительства Дмитрием Григоренко на второй день форума.

Константин Белоусов
Константин Белоусов

Константин Белоусов. Экономист-аналитик, работавший в банковской сфере до перехода в журналистику. Одиннадцать лет объясняет сложные экономические процессы доступным языком. Его прогнозы и аналитика высоко ценятся читателями. Особенно интересуется влиянием мировой экономики на российские реалии и развитием финтех-индустрии.

Обзор новостей из мира софта