Госуслуги становятся ближе, а мошенники – бессильнее

Новости софта

Дмитрий Григоренко отчитался Владимиру Путину о цифровой трансформации госуправления и усилении защиты граждан

25 августа вице-премьер и глава аппарата правительства Дмитрий Григоренко представил президенту Владимиру Путину доклад о значительных достижениях в цифровизации госуправления. Ключевым моментом стала «перезагрузка» портала Госуслуг, который теперь предлагает комплексные решения для «жизненных ситуаций» вместо отдельных сервисов. Это позволило почти на треть сократить время предоставления услуг и количество необходимых документов. Также обсуждался пилотный проект по упрощению внутренней бюрократии в правительстве. Григоренко рассказал о новом пакете мер по борьбе с мошенничеством, включающем возможность для граждан запрещать международные звонки, чтобы защититься от злоумышленников.

Вице-премьер Дмитрий Григоренко в докладе Владимиру Путину осветил самые популярные направления строительства цифрового государства — от новой модели госуслуг до борьбы со специфическими для этой сферы правонарушениями
На встрече с Владимиром Путиным вице-премьер Дмитрий Григоренко представил отчет о прогрессе в создании цифрового государства, охватив темы от новой модели предоставления государственных услуг до борьбы с киберпреступностью.

На совещании с президентом 25 августа Дмитрий Григоренко подробно остановился на ключевых аспектах цифровой трансформации. Среди них — совершенствование портала «Госуслуги», развитие интегрированных сервисов, объединенных по принципу «жизненных ситуаций», и усиление мер по противодействию телефонному и онлайн-мошенничеству. Были затронуты и общие вопросы цифровизации государственного аппарата.

Вице-премьер отметил, что портал «Госуслуги» уже предоставляет доступ к более чем 1600 различным сервисам и услугам, обслуживая свыше 100 миллионов зарегистрированных пользователей. Ключевым направлением развития является «перезагрузка» системы, ориентированная на объединение разрозненных услуг в комплексные «жизненные ситуации». Каждый такой комплекс объединяет до 17 различных госуслуг, что обеспечивает принцип «одного окна» и позволяет получать все необходимые сервисы централизованно.

  • В настоящее время функционирует 35 федеральных и более 180 региональных сервисов.
  • До конца 2025 года планируется запустить еще 35 федеральных и 245 региональных «жизненных ситуаций».

Дмитрий Григоренко подчеркнул, что федеральные сервисы были разработаны с учетом пожеланий и обратной связи от граждан, чтобы максимально соответствовать их потребностям и удобству.

Внедрение федеральных сервисов «жизненных ситуаций» привело к существенному улучшению: количество необходимых документов сократилось в среднем на 29% (с 28 до 20), а время ожидания получения госуслуг уменьшилось на 35% (со 102 до 66 дней). Число обязательных визитов в ведомства сократилось на 64% (с 14 до 5). Среди наиболее популярных сервисов названы «Поступление в вуз онлайн» (2,1 млн пользователей), «Выход на пенсию» (158 тыс.), «Участие в спортивных соревнованиях» (136 тыс.), «Многодетная семья» (124 тыс.) и «Выезд на охоту, рыбалку» (101 тыс.). В аппарате вице-премьера отметили, что следующим шагом станет переход к проактивному предоставлению госуслуг, когда государство будет предлагать сервисы гражданам и бизнесу еще до того, как они обратятся за ними, исключая необходимость заявлений и посещений ведомств.

Дмитрий Григоренко также сообщил о расширении пилотного проекта по оптимизации внутренней бюрократии, начатого в аппарате правительства. Теперь этот проект по упрощению и автоматизации документооборота будет распространен на все министерства и ведомства.

Эксперимент, стартовавший в аппарате правительства, уже продемонстрировал значительное сокращение трудозатрат при подготовке законопроектов. По инициативе Дмитрия Григоренко, являющегося куратором этого направления, проект масштабируется. Вице-премьер подчеркнул, что цель состоит не только в ускорении согласований и контроля выполнения задач, но и в существенном повышении общей эффективности государственного аппарата.

Значительная часть обсуждения была посвящена мерам по противодействию телефонному и интернет-мошенничеству. Правительство активно разрабатывает второй пакет инициатив, одной из ключевых является предоставление гражданам возможности добровольно устанавливать запрет на прием международных звонков. Это обусловлено тем, что большинство мошеннических вызовов поступает с иностранных номеров или от злоумышленников, находящихся за пределами страны. По словам Дмитрия Григоренко, создается единая база данных, содержащая информацию о мошеннических номерах, что позволит оперативно предупреждать граждан.

В рамках второго пакета мер также планируется ввести законодательную ответственность за использование искусственного интеллекта мошенниками для совершения преступлений. Вице-премьер отметил активную поддержку этой инициативы со стороны правоохранительных органов. Кроме того, будут предложены новые, более безопасные способы восстановления доступа к учетной записи на «Госуслугах», включая использование биометрических данных, банковских мобильных приложений, отечественных мессенджеров или личное обращение в многофункциональные центры (МФЦ).

Константин Белоусов
Константин Белоусов

Константин Белоусов. Экономист-аналитик, работавший в банковской сфере до перехода в журналистику. Одиннадцать лет объясняет сложные экономические процессы доступным языком. Его прогнозы и аналитика высоко ценятся читателями. Особенно интересуется влиянием мировой экономики на российские реалии и развитием финтех-индустрии.

Обзор новостей из мира софта