Индийские женщины-режиссеры на кинофестивале «Флаэртиана» о табу и свободе

Новые индийские фильмы раскрывают интимную жизнь и вопросы брака женщин.

На 25-м Международном фестивале документального кино «Флаэртиана», проходившем в Перми, состоялся показ фильмов от индийских женщин-режиссеров. Эти работы отличаются поразительной искренностью и смелостью, касаясь тем, которые традиционно остаются под запретом в индийском обществе. Режиссеры исследуют такие важные вопросы, как возможность развода в современной Индии и особенности интимной и сексуальной жизни индийских женщин.

Режиссер из Индии Анурадха Бансал.
Режиссер из Индии Анурадхи Бансал. Фото: Светлана Хохрякова

«Бали»: Мечты сельских школьниц

Короткометражный фильм Амоли Биревар под названием «Бали», продолжительностью всего 25 минут, назван по прозвищу одной из индийских школьниц. Картина повествует о девочках из небольшой деревни, их надеждах и планах на будущее. Эта скромная, но глубокая работа была включена в международный конкурс наряду с полнометражными фильмами и получила специальное упоминание жюри.

Главная героиня, Суджата, которую все называют Бали, демонстрирует незаурядные способности в кабадди — традиционной игре. По окончании школы она мечтает о дальнейшем образовании, но её родители, следуя устоявшимся традициям, настаивают на скором замужестве. Суджата надеется, что участие в турнире по кабадди поможет ей изменить свою судьбу, однако эта мечта, похожая на сюжеты Болливуда, так и не сбывается.

Амоли Биревар, приехавшая на фестиваль из Мумбаи, является дебютанткой в режиссуре, но уже имеет богатый продюсерский опыт, работая с такими организациями, как National Geographic и ООН.

«Я живу в крупном городе, и там видно, как развивается страна, — рассказывает Амоли. — Но стоит отъехать подальше, чтобы понять, как живут обычные люди. Мы получили грант и должны были снять фильм за полгода, но справились всего за 12 дней».

Режиссер добавляет: «Наша юная героиня вышла замуж, хотя хотела другого. Тем не менее, она продолжает посещать колледж. Удивительно, но все девочки, участвовавшие в нашем фильме, стали первым поколением в своих семьях, кому удалось продолжить обучение. Я хотела продолжить съемки и спросила Суджат, не желает ли она работать со мной дальше. Она стала очень осторожна, опасаясь реакции родителей мужа на её участие в съёмках».

В настоящее время Амоли Биревар работает над полнометражным документальным проектом, посвященным сексуальной жизни индийских женщин. «Скорее всего, я не смогу показать его своим родителям, — признается она. — Это настолько табуированная тема, что о ней никто и никогда не говорит. Даже само слово не произносится. Мне очень интересно рассказать об этом в тактичной манере».

Кадр из фильма «Бали»
Кадр из фильма «Бали» предоставлен пресс-службой фестиваля

«Идеальная жена»: Размышления о браке и самоопределении

В рамках фестиваля состоялась мировая премьера полного метра «Идеальная жена», созданного независимым режиссером-документалистом, продюсером и куратором художественных выставок Анурадхи Бансал. Её фильм также поднимает сложные вопросы, касающиеся положения женщины в обществе, а также конфликта между вековыми традициями и современными реалиями.

Бансал, сама родом из общины марави, но давно живущая вдали от родного дома, возвращается к родителям, чтобы обсудить свой потенциальный развод. Это решение оказывается крайне непростым, поскольку её семья глубоко патриархальна, а мать почитает богиню Рани Сати, символизирующую супружескую верность. В то время как дочь пытается решить свои семейные проблемы, мать активно подыскивает невесту для её брата.

«Мой муж — прекрасный человек, но есть существенная разница между святым и хорошим мужем, — говорит Анурадха. — Я могу ему поклоняться, мыть ноги, но брак — это совместная работа двоих. Нельзя возлагать всю ответственность только на одного человека».

Удивительно, но в стране, где так высоко ценятся Болливуд и национальное кино, профессия дочери не вызывает у родителей энтузиазма. Им кажется, что она тратит время впустую, а среди множества режиссеров Анурадха ничего не добьется.

«Я думаю, что когда мой фильм будет показан на большом экране в моём родном городе, родители поверят в моё будущее как режиссера, — делится Анурадха Бансал. — Я снимала этот фильм семь лет. Сначала моя семья была категорически против съёмок, хотя я убеждала их, что не покажу ничего плохого. Я лишь просила довериться мне и дать возможность заниматься своим делом. Каждый раз, когда я включала камеру, родители замолкали. Пришлось пойти на хитрость. Мой отец сразу понял, что фильм увидит много людей, поэтому старался говорить поменьше. Мама же, будучи более наивной в этом вопросе, высказывала всё, что думала обо мне и моей профессии. Через несколько лет почти подпольных съёмок я показала им отрывки материала. Сейчас родители даже рады, что фильм вышел. Моя мать смягчилась, увидев на экране дом, построенный её предками, который она защищала на протяжении 12 лет».

Длительный процесс съёмок позволил Анурадхе глубже заглянуть в себя, укрепить связь с родителями и братом, узнав, например, что брат пишет стихи и умеет поддерживать близких.

«Моей маме 75 лет. На ней держится весь дом, и именно она помогла отцу построить его бизнес. Всё находится под её контролем. Мне уже за сорок, но мама до сих пор не позволяет мне даже стакан воды налить. Она заботится обо всех. Я восхищаюсь её силой духа. При этом она не представляет жизни женщины без мужчины, без его поддержки, и не может принять мой образ мыслей», — рассказывает Анурадха.

Анурадха очень смелая, искренняя, не боится открыться перед незнакомыми людьми, и это подкупает. «В 2022 году я сломала ногу, пролежала в постели около года и поняла, как устала от съёмок, что пора остановиться и не посвящать этому всю жизнь. Мне казалось, что фильм никогда не выйдет. Я впала в депрессию и поставила точку, — продолжает она. — Я была оператором, монтажёром и должна была ещё и зарабатывать, чтобы снять этот фильм. Интересно, увидела ли бы я всё, что увидела, если бы не смотрела через объектив камеры. Монтаж — это мой мир нирваны. Когда я монтирую, я забываю обо всём».

«Все кадры, где я появляюсь из-за камеры, были сняты ближе к финалу по просьбе продюсеров, присоединившихся к проекту в 2024 году. Самую эмоциональную для меня сцену с гнездом я снимала в течение двух месяцев, каждое утро и вечер. Маленький птенец научился летать, но однажды разбился. Я проплакала несколько часов, но эти кадры не стала включать в фильм. Мне показалось, что у меня с гнездом есть какая-то связь. Всё это происходило и в моей жизни: я тоже потеряла ребёнка, а мой дом находится в разрушенном состоянии».

Константин Белоусов
Константин Белоусов

Константин Белоусов. Экономист-аналитик, работавший в банковской сфере до перехода в журналистику. Одиннадцать лет объясняет сложные экономические процессы доступным языком. Его прогнозы и аналитика высоко ценятся читателями. Особенно интересуется влиянием мировой экономики на российские реалии и развитием финтех-индустрии.

Обзор новостей из мира софта