В России разработан передовой сервис на базе ИИ для глубокого анализа художественных собраний.
Государственные музеи, независимо от политических отношений между странами, служат хранителями общей культурной памяти, формируя единое и доступное всем пространство. Принцип открытости в музейном деле исторически обусловлен: старейшие коллекции веками пополнялись сокровищами со всего мира. Это объясняет, почему в западных собраниях часто встречаются работы русских мастеров, и наоборот. Помимо выставочных экспонатов, огромные фонды музеев скрывают бесчисленные произведения, требующие кропотливой работы по атрибуции и датировке.
Фото: Osman Orsal/XinHua/Global Look Press
Поэтому не удивительно, что музеи активно внедряют инновации. Это касается не только оцифровки коллекций и создания виртуальных туров, но и более глубокого применения технологий, таких как искусственный интеллект, для анализа и атрибуции произведений искусства.
В России разработкой нейросетевых инструментов для музейной сферы занимается лаборатория «Искусство и искусственный интеллект» при Европейском университете в Санкт-Петербурге. Их научные разработки значительно усиливают инновационный потенциал страны, укрепляют её авторитет в мировом научном сообществе и соответствуют стратегическим национальным приоритетам.
Университет активно применяет ИИ для решения междисциплинарных задач, объединяя историю, антропологию, искусствоведение, экономику и социологию. Например, лаборатория «Искусство и искусственный интеллект» создала интеллектуальный сервис для искусствоведов, который успешно прошел практические испытания.
Невероятная скорость анализа
Существует две крупнейшие мировые коллекции английских сатирических гравюр XVIII–XIX веков. Британский музей располагает наиболее полной и детально каталогизированной подборкой из примерно 26 тысяч изображений с обширными описаниями. Эрмитаж хранит вторую по величине коллекцию, насчитывающую около 8000 гравюр. Исследователи из лаборатории «Искусство и искусственный интеллект» Европейского университета выявили около 100 уникальных гравюр в Эрмитаже, не имеющих аналогов в британском собрании. Этот результат был достигнут благодаря их инновационной разработке – сервису, который использует как классические методы визуального анализа, так и передовые нейросетевые алгоритмы.
Для сравнения этих двух огромных коллекций потребовался анализ 208 миллионов пар изображений. Если бы эту работу выполнял человек, затрачивая всего 5 секунд на каждую пару, процесс занял бы более 30 лет. Использование искусственного интеллекта позволило ускорить эту задачу в сотни тысяч раз.
Разработчики сервиса успешно преодолели проблему нехватки данных: при отсутствии готового обучающего датасета команда сгенерировала синтетические наборы изображений, что позволило эффективно обучить алгоритмы без трудоёмкой ручной разметки. Этот подход открывает широкие возможности для работы с другими собраниями печатной графики в музеях.
Анастасия Старобыховская, исполнительный директор лаборатории «Искусство и искусственный интеллект», подчеркнула, что команда не останавливается на достигнутом, активно развивая сервис. Она пояснила: «Проект реализуется в несколько этапов. Изначально мы ставили цель выявить и атрибутировать уникальные гравюры в коллекции Эрмитажа. Со временем стало ясно, что это лишь одна из многих задач. В дальнейшем мы стремимся обеспечить поиск произведений по различным критериям, сравнивать схожие гравюры из разных музейных фондов, устанавливать взаимосвязи между работами и, при необходимости, дополнять их описания. Именно так возникла концепция комплексного сервиса для изучения и исследования гравюр».
Распознавание культурного кода
Сочетание нейросетей с классическими методами компьютерного зрения позволило создать ИИ-ассистента, способного в скором времени отбирать изображения по заданным критериям, сравнивать экспонаты из различных музейных собраний, выявлять скрытые взаимосвязи и автоматически дополнять описания.
Команда проекта также активно работает над инструментами для углубленного анализа гравюр: нейросети учатся сегментировать персонажей, чтобы сопоставлять их на разных изображениях. По мере совершенствования ИИ, искусствоведы смогут значительно быстрее определять авторство, сюжеты и смысловые связи между произведениями.
«Наш сервис – это не просто цифровой каталог, а полноценный исследовательский инструмент на основе алгоритмов компьютерного зрения и машинного обучения. Он будет помогать выдвигать гипотезы, например, об изображённом персонаже или возможном авторстве работы при отсутствии данных. Это перспективы будущего, а сейчас мы лишь в начале пути», – комментирует Анастасия Старобыховская.
Проект лаборатории «Искусство и искусственный интеллект» Европейского университета убедительно доказывает, что ИИ является мощным инструментом для гуманитарных наук. Он берёт на себя рутинные операции, высвобождая время экспертов для творческой части исследования – интерпретации данных и формулирования новых теорий. Это не только стимулирует развитие современных методов искусствоведения, но и способствует сохранению национального культурного достояния – основы исторической преемственности и уникальности России.