Как долго продлится бензиновый кризис в Приморье?

Приморский край столкнулся с острым дефицитом бензина, вызванным комплексом факторов: от наплыва туристов и сезонного роста потребления до атак на российские НПЗ и давних логистических проблем. Когда же эта ситуация разрешится?

Очередь на автозаправочной станции в Приморье

Почему Приморье испытывает острую нехватку бензина? Слушатели BFMnews присылают фотографии с местных АЗС, где выстраиваются длинные очереди из десятков легковых машин. Они также сообщают, что на частных заправках литр 95-го бензина может стоить до 82 рублей. В чем кроется причина этого топливного кризиса, который затронул уже несколько регионов?

Сергей, проживающий в Хабаровске, недавно совершил поездку в Приморский край и столкнулся с проблемой лично. На одной из заправок не оказалось 92-го бензина, на другой — выстроилась очередь из 20-30 автомобилей. Третья АЗС была пуста, и вскоре Сергей понял, почему:

«Я как-то немного опрометчиво решил заправить полный бак, не взглянув на цену. Стою, заправляюсь, и вдруг вижу: цена — 74 рубля. Меня это прямо выбило из колеи! Я побежал к кассирше, но пока я суетился, уже успело налиться 30 литров. Только потом сообразил, что надо было просто вытащить пистолет. В итоге полный бак я так и не заправил. Цена была фактически в полтора раза выше, чем здесь, в Хабаровске, где я заправляюсь 92-м по 55 рублей, а там — 74».

— Сергей, житель Хабаровска

Режиссер Виталий Поплавский, направляясь из Владивостока в Дальнегорск, проинспектировал около десяти заправочных станций. Некоторые из них были полностью закрыты, на других наблюдались длинные очереди, а кое-где предлагался только 98-й бензин, и то с ожиданием в 40 минут:

«Мы нашли заправку у частных продавцов. Если стандартная цена бензина на обычных АЗС составляет 61-80 рублей, то у частников литр стоил 82 рубля. Оплата принималась исключительно наличными, и заправщик тут же прятал деньги в специальный кармашек, прикрепленный прямо к бензоколонке».

— Виталий Поплавский, режиссер

Изначально одной из главных причин топливного кризиса называли наплыв туристов, однако сейчас стало очевидно, что проблема не в этом, тем более что этот фактор легко прогнозируется. Как сообщают «Известия», Приморский топливный союз направил обращение вице-премьеру Александру Новаку и в ФАС. В документе указывается на снижение объемов биржевых продаж с двух НПЗ — Комсомольского и Ангарского, откуда идут основные поставки бензина в регион. С начала лета падение составило от 25% до 57% по различным видам топлива. Однако, возможно, корни проблемы глубже и связаны с общей ситуацией на рынке.

Financial Times обращает внимание, что с начала июля Украина атаковала как минимум четыре крупных российских нефтеперерабатывающих завода и ряд объектов железнодорожной инфраструктуры. Эксперты, опрошенные изданием, отмечают, что если ранее атаки были разрозненными и их последствия оперативно устранялись, то теперь удары наносятся по целым кластерам переработки. Основные перерабатывающие мощности сосредоточены в европейской части России, однако весь рынок функционирует как единый механизм. Кроме того, логистические цепочки доставки топлива на Дальний Восток растягиваются на тысячи километров, что неизбежно ведет к дополнительным издержкам. Ситуацию комментирует Дмитрий Гусев, заместитель председателя наблюдательного совета ассоциации «Надежный партнер» и автор телеграм-канала Oilfly:

«Проблема доставки топлива на Дальний Восток всегда остается стандартной — это, прежде всего, трудности с железнодорожными отгрузками, которые никуда не делись. Хотя на многочисленные обращения в правительство по поводу строительства продуктопровода на Дальний Восток я постоянно получаю один и тот же ответ: это слишком дорого, экономически бессмысленно и так далее. Первая основная проблема — это сроки доставки топлива. Оно должно поступать своевременно и оперативно, не задерживаясь где-то между угольными вагонами и пустыми фитингами из-под контейнеров. Во-вторых, неоднократно уже говорилось, что с учетом нашего „разворота на восток“, который у нас действительно происходит, если мы хотим развивать восточное направление не только в части нефти и газа, но и в плане готовых продуктов, нам необходимо строительство новых нефтеперерабатывающих заводов».

— Дмитрий Гусев, заместитель председателя наблюдательного совета ассоциации «Надежный партнер», автор телеграм-канала Oilfly

В правительстве утверждают, что внутренний рынок полностью обеспечен топливом. Тем не менее, аналогичные проблемы с поставками наблюдаются и в других регионах, например в Крыму. На совещании под председательством вице-премьера Новака было принято решение продлить запрет на экспорт бензина до конца сентября. В Приморье также было удвоено количество бензовозов, доставляющих топливо на автозаправочные станции. Пока остается неясным, удастся ли полностью решить проблему к началу Восточного экономического форума, который стартует через десять дней и, несомненно, приведет к увеличению автомобильного трафика в регионе.

Артемий Захаров
Артемий Захаров

Артемий Захаров. Программист по образованию, журналист по призванию. Девять лет освещает IT-индустрию, от стартапов до корпораций. Особенно интересуется влиянием новых технологий на повседневную жизнь людей. Лично тестирует большинство программных продуктов перед написанием обзоров. Считает программное обеспечение новой формой искусства современности.

Обзор новостей из мира софта