Приморский край столкнулся с острым дефицитом бензина, вызванным комплексом факторов: от наплыва туристов и сезонного роста потребления до атак на российские НПЗ и давних логистических проблем. Когда же эта ситуация разрешится?
Почему Приморье испытывает острую нехватку бензина? Слушатели BFMnews присылают фотографии с местных АЗС, где выстраиваются длинные очереди из десятков легковых машин. Они также сообщают, что на частных заправках литр 95-го бензина может стоить до 82 рублей. В чем кроется причина этого топливного кризиса, который затронул уже несколько регионов?
Сергей, проживающий в Хабаровске, недавно совершил поездку в Приморский край и столкнулся с проблемой лично. На одной из заправок не оказалось 92-го бензина, на другой — выстроилась очередь из 20-30 автомобилей. Третья АЗС была пуста, и вскоре Сергей понял, почему:
«Я как-то немного опрометчиво решил заправить полный бак, не взглянув на цену. Стою, заправляюсь, и вдруг вижу: цена — 74 рубля. Меня это прямо выбило из колеи! Я побежал к кассирше, но пока я суетился, уже успело налиться 30 литров. Только потом сообразил, что надо было просто вытащить пистолет. В итоге полный бак я так и не заправил. Цена была фактически в полтора раза выше, чем здесь, в Хабаровске, где я заправляюсь 92-м по 55 рублей, а там — 74».
Режиссер Виталий Поплавский, направляясь из Владивостока в Дальнегорск, проинспектировал около десяти заправочных станций. Некоторые из них были полностью закрыты, на других наблюдались длинные очереди, а кое-где предлагался только 98-й бензин, и то с ожиданием в 40 минут:
«Мы нашли заправку у частных продавцов. Если стандартная цена бензина на обычных АЗС составляет 61-80 рублей, то у частников литр стоил 82 рубля. Оплата принималась исключительно наличными, и заправщик тут же прятал деньги в специальный кармашек, прикрепленный прямо к бензоколонке».
Изначально одной из главных причин топливного кризиса называли наплыв туристов, однако сейчас стало очевидно, что проблема не в этом, тем более что этот фактор легко прогнозируется. Как сообщают «Известия», Приморский топливный союз направил обращение вице-премьеру Александру Новаку и в ФАС. В документе указывается на снижение объемов биржевых продаж с двух НПЗ — Комсомольского и Ангарского, откуда идут основные поставки бензина в регион. С начала лета падение составило от 25% до 57% по различным видам топлива. Однако, возможно, корни проблемы глубже и связаны с общей ситуацией на рынке.
Financial Times обращает внимание, что с начала июля Украина атаковала как минимум четыре крупных российских нефтеперерабатывающих завода и ряд объектов железнодорожной инфраструктуры. Эксперты, опрошенные изданием, отмечают, что если ранее атаки были разрозненными и их последствия оперативно устранялись, то теперь удары наносятся по целым кластерам переработки. Основные перерабатывающие мощности сосредоточены в европейской части России, однако весь рынок функционирует как единый механизм. Кроме того, логистические цепочки доставки топлива на Дальний Восток растягиваются на тысячи километров, что неизбежно ведет к дополнительным издержкам. Ситуацию комментирует Дмитрий Гусев, заместитель председателя наблюдательного совета ассоциации «Надежный партнер» и автор телеграм-канала Oilfly:
«Проблема доставки топлива на Дальний Восток всегда остается стандартной — это, прежде всего, трудности с железнодорожными отгрузками, которые никуда не делись. Хотя на многочисленные обращения в правительство по поводу строительства продуктопровода на Дальний Восток я постоянно получаю один и тот же ответ: это слишком дорого, экономически бессмысленно и так далее. Первая основная проблема — это сроки доставки топлива. Оно должно поступать своевременно и оперативно, не задерживаясь где-то между угольными вагонами и пустыми фитингами из-под контейнеров. Во-вторых, неоднократно уже говорилось, что с учетом нашего „разворота на восток“, который у нас действительно происходит, если мы хотим развивать восточное направление не только в части нефти и газа, но и в плане готовых продуктов, нам необходимо строительство новых нефтеперерабатывающих заводов».
В правительстве утверждают, что внутренний рынок полностью обеспечен топливом. Тем не менее, аналогичные проблемы с поставками наблюдаются и в других регионах, например в Крыму. На совещании под председательством вице-премьера Новака было принято решение продлить запрет на экспорт бензина до конца сентября. В Приморье также было удвоено количество бензовозов, доставляющих топливо на автозаправочные станции. Пока остается неясным, удастся ли полностью решить проблему к началу Восточного экономического форума, который стартует через десять дней и, несомненно, приведет к увеличению автомобильного трафика в регионе.