Поколение Z активно входит на рынок труда, занимая новые, в том числе и руководящие, позиции. Управление этими «цифровыми людьми» представляет сложную задачу для HR-специалистов, особенно учитывая, что в некоторых компаниях до 70% штата уже составляют молодые сотрудники.

Согласно теории поколений Уильяма Штрауса и Нила Хоува, к поколению Z, также известному как зумеры, относятся люди, родившиеся после 1996 года.
Эти молодые специалисты высоко ценят свободу, предпочитают удаленную или гибридную работу и категорически не готовы трудиться круглосуточно. Они стремятся к соблюдению баланса между работой и личной жизнью, руководствуясь девизом «все в удовольствие».
Зумеры обладают «клиповым мышлением» и живут в фиджитал-мире, где объемные тексты не пользуются популярностью. Для них информация должна быть максимально краткой и наглядной. Например, один HR-специалист рассказывает, как ее подробную стратегию поиска кандидата на руководящую должность пришлось срочно сократить до одной страницы, а затем и вовсе до абзаца, присланного в мессенджер. Сегодня даже предложения о работе зумерам часто отправляют в Telegram.
Гибкий режим работы — ключевой фактор
Для большинства молодых специалистов формат занятости играет решающую роль при выборе работодателя.
Многие предпочитают гибридный режим: недавнее исследование, проведенное среди 2276 молодых специалистов, показало, что 64% из них трудоустроены, при этом 78% выбирают гибридную форму занятости, 10% — полную удаленку, и лишь 9% отдают предпочтение исключительно офису. Примечательно, что девять из десяти опрошенных готовы отказаться от удаленной работы за «большие деньги» (так ответила треть) или если это «работа мечты» (23%). Возникает вопрос, как убедить молодых специалистов в преимуществах офиса. Елена Вишнякова, заместитель генерального директора группы «Эколайн», отмечает, что «офис позволяет быстрее взаимодействовать со всеми нужными людьми, оперативно обсуждать важные вопросы». Она также добавляет, что ей самой ближе офисная система, где можно «прийти — переключиться на работу, не отвлекаясь ни на что, выйти из офиса — переключиться на личные дела».

Легкость смены работы
Если зумерам становится скучно, они просто уходят. Согласно недавнему опросу, 68% респондентов из поколения Z не видят себя на текущем месте работы в ближайший год. Только 18% студентов колледжей работают на полной занятости, и зачастую не по своей специальности. Если раньше HR-специалистов огорчало, что сотрудники меняют работу каждый год, то теперь мы видим, что увольнение может произойти и после одного месяца! Именно для этого корпорации внедряют геймификацию и предлагают примерять футуристическую цифровую одежду.
Переход на новое место для них не стресс, а возможность получить новый опыт. Они не боятся выглядеть «джамперами», то есть часто менять работу. Если для поколений X и даже Y поговорка «терпение и труд все перетрут» была актуальна (люди могли годами ждать повышения), то для Z важен быстрый результат, успех и признание, а также престижность названия должности. Быстрое карьерное развитие для них подразумевает смену должностей не реже одного раза в год.
Куда стремятся абитуриенты?
В 2025 году по итогам основного этапа приемной кампании количество выпускников девятых классов московских школ, выбравших колледжи, увеличилось на 40% по сравнению с прошлым годом. Сегодня колледжи становятся осознанным выбором для молодежи, которая стремится к быстрому старту в карьере и к финансовой независимости раньше своих сверстников. Две трети студентов начинают работать еще во время учебы, а 95% выпускников успешно трудоустраиваются.
Предпочтения абитуриентов по сравнению с прошлым годом существенно не изменились: лидируют IT, медицина, образование и социальная сфера, гостеприимство, безопасность и право. В топе специальностей — программирование, сестринское дело и преподавание в начальных классах. Также популярны специальности, связанные с гостинично-туристическим сектором, правоохранительной деятельностью и авиационной промышленностью.
Итак, что же мотивирует зумеров? Недавнее исследование Deloitte показало, что для них важны такие факторы, как корпоративная социальная ответственность работодателя, компенсация выше рыночной и гибкий график. Кроме того, значимую роль играют четко обозначенный карьерный трек, чувство значимости выполняемой работы и перспектива роста.







