- Топливный кризис в Приморье: очереди, высокие цены и дефицит
- Обзор российского финансового рынка: рубль, акции, нефть
- Глубинные причины топливного кризиса в регионах России
- Сбои в Google Meet и вопросы о блокировках
- Скрытые платежи на Wildberries: расследование и комментарии
- Сокращение уроков английского языка в школах: мнение учителей
Топливный кризис в Приморье: очереди, высокие цены и дефицит
На фоне сообщений о возросших поставках топлива в Приморский край, панические настроения среди автомобилистов привели к массовой заправке «до полного бака», что снова вызвало дефицит. Местные власти заверяют, что количество бензовозов в регионе удвоилось.

«Повсюду огромные очереди, на частных заправках литр бензина стоит 82 рубля», — делятся слушатели новостной службы, присылая фотографии с десятками легковых машин на местных АЗС. Режиссер Виталий Поплавский описал свои наблюдения:
«Мы выехали из Владивостока в Дальнегорск и решили заправиться. На первой заправке была огромная очередь из 20-30 автомобилей. Поехали на следующую. Там нам сказали ждать цистерну с бензином. После 20 минут ожидания объявили, что будет только 98-й бензин и только через 40 минут. В итоге мы нашли частную заправку, где бензин стоил 82 рубля за литр вместо обычных 61-80. Оплату принимали только наличными, которые заправщик тут же убирал в специальный кармашек. Мы проехали около десяти заправок: большинство либо закрыты, либо имеют огромные очереди. Ситуация не менялась практически до самого Дальнегорска».
По информации «МК-Владивосток», несмотря на увеличение поставок, ажиотажный спрос провоцирует новую нехватку. Запрет на заправку в канистры часто нарушается. Москвичка Екатерина Очеретина, оказавшаяся в Приморье, отмечает, что на некоторых АЗС отсутствуют 95-й бензин и дизельное топливо.
«Сейчас мы проехали Чугуевку, на заправке очередей нет, так как это не основная дорога. Но там нет ни 95-го (написано «Ремонт»), ни дизеля (написано «Слив»). При этом машин, сливающих топливо, не видно. Проехали ещё одну пустую заправку, где также указано отсутствие бензина».
Сергей, водитель из Хабаровска, сообщил, что в его городе проблем с топливом нет. Однако во время недавней поездки в Приморье он столкнулся с иными условиями:
«Такого ажиотажа с наливанием бензина в канистры не было, но это обычное дело для тех, кто едет на отдых или использует генераторы. Я заправился во Владивостоке, а на обратном пути в Лучегорске на заправке НК «Альянс» стояло около 20 машин. Я ждал полчаса, чтобы заправиться 92-м или 95-м по 61 рублю за литр, чтобы доехать домой. Больших проблем не было. Возможно, это немного раздувают. Слышал, что проблемы из-за логистики, вполне возможно».
Пресс-служба краевого министерства энергетики Приморья подтвердила, что для стабилизации ситуации число бензовозов, доставляющих топливо на АЗС, было увеличено вдвое.
Обзор российского финансового рынка: рубль, акции, нефть
На фоне незначительного ослабления рубля к юаню и турецкой лире, а также колебаний цен на нефть Brent выше 67 долларов за баррель, эксперты отмечают реализацию нейтрального сценария после последних политических событий.

В пятницу российский рынок акций демонстрировал рост: индекс Мосбиржи ненадолго превысил 2900 пунктов. Акции ГК «Самолет» восстановили часть потерь после отмены прокуратурой постановлений об уголовных делах, связанных с задержкой сдачи домов в Петербурге.
Рубль ослаб, китайский юань преодолел отметку 11 рублей 20 копеек, показав рост более чем на полпроцента. Курс доллара на межбанковском рынке держался около 80,5 рублей.
Главный экономист «Т-Инвестиции» Софья Донец прокомментировала ситуацию на рынках:
На рынке акций наблюдается влияние геополитики. Рынок использует информационные поводы для коррекции. После периода роста на геополитических ожиданиях, которые пока не оправдались, вероятно, продолжится колебательное движение. Возможно, мы выйдем из весеннего горизонтального коридора и начнем двигаться вокруг отметки в 3000 пунктов. Для устойчивого повышательного тренда необходимы ощутимые геополитические договоренности и конструктивный диалог между Россией и Украиной. Дополнительным фактором поддержки выступает внутренняя повестка с более низкими процентными ставками.
Рубль переживает небольшое ослабление. Август стал первым месяцем за полгода, когда зафиксирован легкий, но все же тренд на ослабление, что связано с сужением торгового баланса. И этот тренд, вероятно, продолжится осенью, и мы ожидаем, что рубль будет слабее, чем в летние месяцы.
Радикальных изменений для цен на нефть пока не происходит. Замедление глобальной экономической активности ведет к пересмотру прогнозов спроса в сторону понижения. Если не появятся факторы, резко ограничивающие предложение, например, новые крупные санкции против России, цены, скорее всего, останутся на текущих уровнях.
Эксперт по фондовому рынку «БКС Мир инвестиций» Людмила Рокотянская подвела предварительные итоги торговой недели:
«На этой неделе реализовался нейтральный сценарий, о котором наши аналитики писали перед встречей на Аляске. В условиях отсутствия значимых результатов и новых санкций мы ожидали коррекции рынка до текущих уровней. Сейчас наблюдается закономерный отскок, частично обусловленный закрытием коротких позиций в пятницу перед выходными. Технически возможно продолжение отскока на следующей неделе, но для устойчивого роста потребуются новые геополитические или монетарные триггеры».
Октябрьские фьючерсы на нефть Brent незначительно выросли, торгуясь выше 67,5 долларов за баррель.
Глубинные причины топливного кризиса в регионах России
Среди возможных причин топливного кризиса, помимо наплыва туристов и сезонных факторов, называют участившиеся атаки на российские НПЗ и давние логистические проблемы на Дальнем Востоке. Когда же ситуация стабилизируется?

Наши слушатели продолжают сообщать о напряженной ситуации: на частных заправках литр 95-го бензина может достигать 82 рублей, а АЗС украшают очереди из десятков машин. Хабаровчанин Сергей, недавно посетивший Приморский край, поделился своим опытом:
«Я решил заправить полный бак, не посмотрев на цену. Когда увидел, что литр стоит 74 рубля, был в шоке. Это почти в полтора раза дороже, чем в Хабаровске, где 92-й обходится в 55 рублей. В итоге полный бак я так и не заправил».
Режиссер Виталий Поплавский, проехавший из Владивостока в Дальнегорск, обнаружил, что многие из десяти проверенных заправок либо закрыты, либо имеют долгие очереди, либо предлагают только 98-й бензин с долгим ожиданием.
Виталий Поплавский, режиссер: «На частной заправке литр бензина стоил 82 рубля, оплату принимали только наличными, которые заправщик тут же прятал. Это значительно дороже стандартной цены в 61-80 рублей».
Изначально предполагалось, что кризис связан с наплывом туристов, но теперь становится ясно, что причины глубже. «Известия» сообщают, что Приморский топливный союз обратился к вице-премьеру Новаку и ФАС, указывая на снижение биржевых продаж бензина с Комсомольского и Ангарского НПЗ на 25-57% с начала лета. Financial Times отмечает, что с июля Украина атаковала как минимум четыре крупных российских НПЗ. Ранее атаки были разобщенными, но теперь удары наносятся по кластерам переработки, что влияет на весь рынок, поскольку основные мощности расположены в европейской части России. Логистика на Дальний Восток, протянувшаяся на тысячи километров, создаёт дополнительные сложности.
Дмитрий Гусев, заместитель председателя наблюдательного совета ассоциации «Надежный партнер» и автор телеграм-канала Oilfly, прокомментировал ситуацию:
Дмитрий Гусев: «Проблема доставки топлива на Дальний Восток всегда остается стандартной — это сложности с отгрузками по железной дороге. Несмотря на многократные обращения в правительство о строительстве продуктопровода, ответ всегда один: это дорого и нецелесообразно. Главная проблема — сроки доставки. Топливо должно поступать оперативно, а не задерживаться между угольными вагонами. Учитывая наш разворот на восток, нам необходимо строительство новых нефтеперерабатывающих заводов, если мы хотим развивать поставки не только сырья, но и готовых продуктов».
Правительство утверждает, что внутренний рынок полностью обеспечен топливом, однако проблемы фиксируются и в других регионах, например, в Крыму. На совещании под председательством вице-премьера Новака было принято решение продлить запрет на экспорт бензина до конца сентября. В Приморье, как сообщается, число бензовозов на АЗС удвоено. Остается вопрос, будет ли проблема решена к Восточному экономическому форуму, который стартует через 10 дней и, несомненно, увеличит автомобильный трафик.
Сбои в Google Meet и вопросы о блокировках
Пользователи Google Meet в России сообщают о массовых сбоях: невозможно начать звонок, отсутствует звук, хотя текстовые сообщения отправляются. Жалобы поступают из Карелии, Москвы, Санкт-Петербурга и других регионов. Интерес к Google Meet значительно вырос после ограничений на звонки в WhatsApp (принадлежит Meta, признанной в России экстремистской организацией и запрещенной) и Telegram, сделав его вторым по популярности бесплатным приложением для связи, уступив лишь мессенджеру Мах.

Роскомнадзор официально заявил, что никаких ограничительных мер в отношении Google Meet не предпринималось. Генеральный директор группы компаний ComNews Леонид Коник прокомментировал ситуацию:
Леонид Коник, генеральный директор группы компаний ComNews: «Технически Роскомнадзор способен заблокировать любой интернет-сервис благодаря «техническим средствам противодействия угрозам» (ТСПУ), установленным у всех операторов и провайдеров. Эти устройства глубоко анализируют трафик и позволяют блокировать или, наоборот, давать приоритет определенным видам трафика».
На вопрос о причинах популярности Google Meet перед отечественными аналогами вроде «Яндекс Телемоста», Коник отметил, что Google Meet не имеет существенных преимуществ, но пользователи чаще выбирают более известный бренд. Он также высказал гипотезу о возможном сознательном давлении на популярные иностранные сервисы для расчистки рынка для отечественных продуктов, таких как мессенджер Мах. Однако, подчеркнул он, это пока лишь домыслы, и официально Роскомнадзор опровергает такие действия. Эксперт сомневается, что принуждение пользователей к новым продуктам будет эффективным, поскольку интернет-аудитория не любит давления.
Ранее Роскомнадзор объяснял ограничения звонков в мессенджерах необходимостью борьбы с мошенниками.
Скрытые платежи на Wildberries: расследование и комментарии
Маркетплейс Wildberries начал взимать плату за доставку заказов в пункты выдачи независимо от процента выкупа товара, на что обратило внимание издание «Ведомости». В ходе проверки на двух аккаунтах выяснилось, что цена товара в корзине оказывалась выше заявленной в карточке, при этом стоимость доставки отдельно не выделялась, а включалась в итоговую цену.

Продавцы Wildberries жаловались на эти изменения ещё с июля, отмечая нефиксированность суммы и списания средств при отказе от выкупа товара. Представитель Wildberries Дмитрий Борщевский опроверг информацию о скрытых платежах:
Дмитрий Борщевский, представитель Wildberries: «Указанная в материале «Ведомостей» информация не соответствует действительности, никаких дополнительных скрытых платежей компания не вводила. Платная доставка для некоторых клиентов возможна, но это не нововведение, и её стоимость зависит от факторов, таких как удалённость или низкий процент выкупа. Для большинства пользователей доставка остаётся бесплатной. Мы всегда предупреждаем клиентов о платной доставке в личных кабинетах, и итоговая стоимость отображается в корзине. Компания постоянно тестирует механики для улучшения доставки».
В ходе подготовки материала, в популярном Telegram-канале «Официальный чат Wildberries», где обсуждалась «серая» плата за доставку, появилась пометка «Фейк» на логотипе. Бывший продавец Wildberries Алексей подтвердил возможность манипуляций с ценами:
«Это частая проблема для тех, кто работает с Wildberries. Нет возможности отследить стоимость услуг, которые они добавляют в отчёты. Это абсолютно закрытая организация, где нет прозрачности и контактов. Они меняют условия в одностороннем порядке, часто штрафуют. Договор меняется каждый месяц, и если продавец его не подписывает, его работа блокируется. Любая логистика товаров платная, даже если кажется бесплатной. Похоже, многие продавцы работают себе в ущерб, понимая это лишь со временем».
Ранее, в июле, Wildberries отменила требование для продавцов об обязательном открытии счёта в Вайлдберриз банке после предостережения от ФАС.
Сокращение уроков английского языка в школах: мнение учителей
С сентября 2026 года в российских школах сократится количество часов на изучение английского языка в 5-7 классах до двух в неделю. Данный проект приказа Минпросвещения РФ был опубликован на портале правовых актов. Ведомство объясняет это необходимостью оптимизации учебной нагрузки и рационального перераспределения времени, обещая при этом, что базовый уровень владения языком будет обеспечен. Отмечается, что на такие предметы, как география и биология, выделяется всего по одному часу.

Министерство подчёркивает, что изучение иностранных языков остаётся обязательной частью школьной программы, а сокращение часов призвано найти оптимальный баланс в учебном плане.
Преподаватель старшей и средней школы Анна поделилась своим мнением об этой инициативе:
«В целом это ожидаемо, для тех, кто следит за новостями, не является большим сюрпризом. Однако для детей, у которых иностранный язык является приоритетом, это станет проблемой. Два часа в неделю, возможно, и достаточны для получения очень базового уровня — для тех, кому язык нужен лишь для ознакомления, чтобы мочь прочитать или сказать что-то простое. Конечно, при изучении языка каждый урок имеет значение. Чем больше практики, тем лучше. А если учесть возможное отсутствие домашних заданий и минус один час в неделю, это сильно скажется на качестве обучения и уровне владения языком. В школах всегда были доступны внеурочные занятия, кружки, дополнительное образование, но не у всех детей есть возможность оставаться на восьмой урок по времени».







