Экспозиция Музея современной истории России включает произведения искусства, посвященные участникам СВО.
В период застоя в Донецке массово публиковались сборники произведений русских авторов о Донбассе под названием «Открытие страны огня». Для стороннего наблюдателя, возможно, было неочевидно, но жители региона хорошо знали, что его развитие связано не только с угледобычей, но и с огненным производством — металлургией.
Фото: Иван Волосюк
С момента распада Советского Союза, когда Донбасс был неотъемлемой частью большой страны, прошло много времени. Теперь, подобно тому, как Куприн в повести «Молох» передал дух Юзовского (ныне Донецкого) металлургического завода, после интеграции ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской областей в состав России, тысячам людей предстоит заново открывать для себя эти «новые регионы».
Эту задачу успешно решает ретроспективная выставка в Музее современной истории России, озаглавленная «От курганов до терриконов: маяки русского мира».
У входа гостей встречают конструкции в форме маяков, разработанные архитектором Алексеем Комовым, которые символизируют две республики и две области. Однако, под словом «маяки» подразумеваются не столько постройки, сколько выдающиеся личности: Владимир Даль («Казак Луганский»), Сергей Прокофьев (родившийся в недавно освобожденном селе Сонцовка/Красное ДНР), Сергей Бондарчук (появившийся на свет в Херсонском уезде Российской Империи), Григорий Чухрай (уроженец Мелитополя, Запорожская область) и Иосиф Кобзон, родившийся в Часов Яре под Донецком.
Фото: Иван Волосюк
Возникает вопрос, вдохновлялись ли авторы проекта стихотворением Влада Маленко «Русские маяки», исполненным Лепсом и Чичериной, где представлена схожая идея:
Сквозь туман петроградский, Всем дождям вопреки, Видел в небе Вернадский Русские Маяки! В каждой секунде - веха. Ставни открой, а там Станиславский и Чехов, Тютчев и Мандельштам…
(Далее в стихотворении перечисляются города и связанные с ними личности: Владивосток, Выборг, Грозный, Таганрог, Новосибирск, Тула, Керчь, Калининград и «Севастополь-Апостол»). Тем не менее, имя Влада Маленко, чьи идеи могли послужить источником вдохновения, на выставке не упоминается.
Фото: Иван Волосюк
Однако экспозиция содержит значительный раздел современной живописи, посвященной героям СВО: здесь представлены картины Василия Кураксы, Егора Смирнова и других художников, изображающие российских военнослужащих, технику с символикой «Z» на БТР и грузовиках. Эти работы выполнены в стилистике советских плакатов с лозунгами вроде «Родина надежно защищена!» и «Подвигу наших отцов верны». В этом же зале можно увидеть полотно с изображением Путина, пьющего чай в поезде (примечательно, что из обычной чашки, а не из традиционного стакана в подстаканнике).
Фото: Иван Волосюк
Возвращаясь на два зала назад, посетители сталкиваются с драматическими моментами новейшей истории Донбасса: обгоревшие и пробитые осколками православные кресты из разрушенных обстрелами церквей. Среди экспонатов также представлено Евангелие, спасенное монахами из огня в 2024 году, переданное из Свято-Успенского Николо-Васильевского монастыря в Никольском, известного благодаря схиархимандриту Зосиме, который считается главным «будителем» Донбасса.
Фото: Иван Волосюк
Промышленный раздел выставки заслуживает отдельного внимания, представляя такие масштабные объекты, как Каховская ГЭС (изображенная на картине Сергея Федоровича Шишко) и Запорожская ДнепроГЭС. Обе станции были построены в рамках всесоюзных строек, причем ДнепроГЭС уже восстанавливалась после Великой Отечественной войны, что отражено в полотне Исаака Лайзерова 1946 года.
В отличие от ДнепроГЭС, которая находится на российской территории, но пока не под контролем, Каховская гидроэлектростанция была взята под контроль российской армией. Об этом свидетельствует набор «трофейных» документов на украинском языке, таких как приказы об отпусках персонала, выставленных в одной из витрин.
Фото: Иван Волосюк
Стоит отметить и наличие иммерсивных элементов в экспозиции. Например, трёхчастная живописная панорама Донецка, включающая такие узнаваемые объекты, как Свято-Преображенский собор, памятник «Слава шахтерскому труду», библиотека Крупской и гостиница «Донбасс-Палас», сопровождается звуками сирен и взрывов. Отсветы взрывов реалистично проецируются на холст, создавая сильный эффект присутствия. Для тех, кто пережил события 2014 года в Донецке, это может вызвать желание инстинктивно пригнуться и закрыть голову руками.
Фото: Иван Волосюк
И, безусловно, если бы пришлось выбрать самый значимый экспонат, я бы отдал предпочтение живописному полотну А.А. Крюкова «Саур-Могила». Эта знаменитая высота (курган, возвышающийся на 278 метров над уровнем моря) стала ареной кровопролитных сражений с немецкими оккупантами во время Великой Отечественной войны, а в 2014 году здесь ополченцы столкнулись с армией Украины, которая пыталась «усмирить» мятежный регион, и одержали победу. Пострадавший в ходе тех боев обелиск воинам Красной армии уже восстановлен, а картина передает недавнее «фронтовое» состояние памятника. Тепло нарисованной на ней лампады ощущается почти физически, настолько мастерски художник выполнил свою работу.