Лера и Рыжий: Переосмысливая «весёлые девяностые» на ТВ

Культурные новости

Телеобзор недели

Современное кино по-разному осмысливает девяностые годы по сравнению с музыкальной индустрией. Если в кинематографе преобладают драмы вроде «Лихих» и «Детей перемен», полные мрачных воспоминаний, то музыкальный мир с ностальгией и теплотой вспоминает те времена.

Лера Кудрявцева и Андрей Григорьев-Апполонов
Фото: пресс-служба НТВ

Так, в программе «Секрет на миллион» встреча Леры Кудрявцевой и Андрея Григорьева-Апполонова (Рыжего из группы «Иванушки International») стала своеобразным «противоядием» от сериальных страшилок. У этих двух звёзд немало общего: они оба делали свои первые заметные шаги в развлекательной индустрии ещё до появления социальных сетей. Тогда молодой участник бойз-бэнда и начинающая телеведущая наслушались о себе всякого. Их критиковали за «неумение петь», «копирование Запада», а группу называли «однодневкой». Подобные комплименты, вероятно, достались всем телеведущим, чья карьера началась в девяностые.

Андрей Григорьев-Апполонов в студии

И вот прошло тридцать лет. Лера Кудрявцева уверенно чувствует себя в федеральных эфирах, и на фоне современных блогерш, старательно изображающих телеведущих, она выглядит настоящей королевой экрана. «Иванушки International» спустя три десятилетия на музыкальной арене по-прежнему крайне востребованы. Их гастрольные туры вдохновляют киносценаристов, трибьют-концерты собирают больших звёзд, а хиты группы уже не кажутся примитивными. Называть их «однодневками» сегодня — значит игнорировать очевидное.

Эпизод «Секрета на миллион», посвящённый 55-летию Андрея, возможно, не принёс никаких сенсаций, но присутствие в студии людей, включая таких серьёзных взрослых деятелей, как режиссёр Александр и актёр Владимир Сычёв, в жизни которых, как выяснилось, песни «Иванушек» сыграли свою роль, было удивительным, если не сказать изумительным.

Вполне возможно, что у всех, кто проклинает девяностые, есть на такую беспощадную оценку весьма серьёзные основания. Наверное, фильмы и сериалы, где эта эпоха представлена в самом безнадёжном свете, имеют больше шансов на успех — публика любит крутые, леденящие кровь сюжеты. Но как только среди жутких бандитских разборок звучит взятый в саундтрек хит тех лет, многие непроизвольно начинают улыбаться.

Во времена, которые сейчас принято называть страшными, каким-то образом появилась нехитрая, но весьма жизнелюбивая поп-музыка, не говоря уже о телепроектах, которые по-прежнему помнят. Велика вероятность, что Лера и Рыжий в своё время вели беседы ещё в какой-нибудь «Партийной зоне». Но говорили, конечно же, не о своих взрослых детях.

Худой мир

В новом сезоне шоу «Большие девочки» борьба за стройность приобретает семейный характер. Участницы худеют вместе со своими мамами, и это не первый опыт привлечения родственников в шоу.

`Кадр
Фото: пресс-служба канала «Пятница!»

В шоу «Школа» трудных подростков перевоспитывали вместе с их родителями, и очень быстро выяснилось, что одной из главных проблем детей являются их предки. Нечто похожее наблюдается и в «Больших девочках». Многие мамы полных девушек тоже далеко не стройняшки, и лишний вес, как правило, вовсе не следствие того, что кто-то любит съесть лишнюю конфетку на ночь.

Еда без правил часто становится выбором людей, которые переживают серьёзные эмоциональные потрясения. А иногда, как в случае одной из героинь шоу, макаронная диета является следствием того, что мать, в одиночку растящая нескольких детей, просто не может себе позволить ничего, кроме самых дешёвых мучных изделий.

Создателей «Больших девочек» неоднократно ругали за специфические методы тренировок, которые могут стать большим стрессом для организмов подопечных, и погоню за рейтингами на человеческих страданиях. Многие упрёки и в самом деле были предъявлены по верному адресу, но сказать, что продюсеры предлагают какие-то невиданные ранее реалити-откровения, было бы слишком большой похвалой.

Куда сильнее сражающихся за прогресс в обхвате талии героинь проекта впечатляет стремительное разрушение мифа о бодипозитиве. Не факт, что продюсеры ставили себе подобную задачу, но получается именно так. Все разговоры о принятии собственного тела, возможности красиво одеваться, не обладая модельной фигурой и стопроцентной перспективой устроить личную жизнь, что бы там ни показывали ваши весы, превращаются в политкорректный пшик.

Правда же не только в том, что модные дома, заявившие о намерении шить одежду для самых разных женщин, в итоге даже профилем не повернулись в сторону толстушек, но и в довольно суровых выводах разных специалистов: лишний вес — это угроза нормальной жизни, стройным по-прежнему проще, причём во всех смыслах, разговоры об инклюзивности в данном случае не более чем очередная лапша на уши.

Конечно, стройность у каждого своя, но на примере героинь «Больших девочек» становится ясно, какой ценой даются попытки исправить последствия того, что пришлось хлебнуть в детстве и юности.

Кино для взрослых

Большой сюрприз затаился между выпуском детского «Голоса» и «Подкастами». Не очень-то рано, но никогда не поздно для документального фильма о режиссёре Джордже Орсоне Уэллсе.

«Глазами Орсона Уэллса» — относительно свежая (специальный приз «Особое упоминание» в Каннах в 2018 году) британская документалка об одном из самых влиятельных американских режиссёров. Орсон Уэллс известен по «Гражданину Кейну», «Печати зла», «Леди из Шанхая» и прочим картинам, до сих пор остающимся огромной радостью для синефилов.

Режиссёр любил рисовать, и весь фильм построен на изучении его рисунков и их воплощении в его экранных шедеврах. Уэллс — один из самых известных визионеров в кино. Специфические ракурсы съёмки, зеркальные отражения, тени, которые становились чуть ли не частью декорации, все эти приёмы изрядно впечатлили Феллини, фон Триера и других больших режиссёров и в итоге стали классикой.

Но если разного рода фокусы в игровом кино всё-таки являются частью концепции этого искусства (в смысле, являлись раньше, когда на фильмы ходили в кинозалы, а не смотрели их на гаджетах, отвечая попутно на сообщения в мессенджерах), то фокусы в документальных проектах практикуются, мягко говоря, нечасто. Но Марк Казинс, режиссёр и автор «Глазами Орсона Уэллса», предложил визуальный эксперимент какой-то головокружительной красоты.

На телевидении пока ещё есть место программам, напоминающим высоколобые лекции, и фильмам не для всех. Но довольно часто подобная продукция клонит в сон. Здесь же всё бодрило, как пятничный бокал игристого. «Ну давай, телевидение, просвещай», — говорит герой Сергея Светлакова в популярном скетче. И оно просвещает, причём безо всяких шуточек.

Автор: Илья Литов

Константин Белоусов
Константин Белоусов

Константин Белоусов. Экономист-аналитик, работавший в банковской сфере до перехода в журналистику. Одиннадцать лет объясняет сложные экономические процессы доступным языком. Его прогнозы и аналитика высоко ценятся читателями. Особенно интересуется влиянием мировой экономики на российские реалии и развитием финтех-индустрии.

Обзор новостей из мира софта