«Маддалена» в «Геликон-Опере»: двойное убийство на Венецианском карнавале

Театр открыл сезон смелой постановкой забытой оперы Прокофьева, полной тайн и страстей.

Театр «Геликон-Опера» ознаменовал начало нового сезона яркой премьерой — оперой Сергея Прокофьева «Маддалена». Эта ранняя, но глубоко интригующая партитура с детективным прошлым стала настоящим событием для ценителей музыкального искусства. Дирижёр Валерий Кирьянов, режиссёр Илья Ильин и художник Ростислав Протасов перенесли действие в мистическую и роскошную атмосферу Венецианского карнавала, пронизанную пороками и безудержными страстями. Примечательно, что зрители оказались не просто наблюдателями, но и непосредственными участниками этого карнавального водоворота.

Сцена из оперы «Маддалена» Сергея Прокофьева в «Геликон-Опере»
Фото: Антон Дубровский

До начала основного действа, ничего не подозревающие посетители театра прогуливаются по фойе, ожидая открытия дверей Колонного зала Шаховской. Однако вместо приглашения в зал, фойе начинает наполняться загадочными персонажами: элегантные дамы и кавалеры в чёрных одеяниях, причудливых головных уборах и венецианских масках пускаются в утончённый танец. Это пространство чудесным образом трансформируется в сцену карнавала, где главную роль играет баронесса Франческа (Ксения Лисянская). Она повествует одну из старинных венецианских легенд – о прекрасной Паоле, которая, видя своё отражение лишь в искажённых зеркалах, поверила в собственное уродство. Артисты Вагиф Турабов, Кристина Мунтяну и Николай Пацюк мастерски разыгрывают эту интермедию в духе комедии дель арте. Под звуки произведений Респиги, Джезуальдо и Генделя, зрители погружаются в атмосферу барокко, а голос контртенора Вагифа Турабова вызывает ассоциации с традициями кастратного пения. Глубина такого погружения настолько велика, что, переместившись в зал, публика легко воспринимает модернистскую партитуру ХХ века сквозь призму барочной стилистики.

Вагиф Турабов, Кристина Мунтяну и Николай Пацюк в интермедии к опере «Маддалена»

В современном мире кажется маловероятным обнаружение совершенно новых страниц в истории музыкальной культуры, особенно когда речь идёт о таких гигантах XX века, как Сергей Прокофьев. Однако судьба оперы «Маддалена» – это истинный музыкально-исторический детектив. Написанная Прокофьевым в 1913 году, когда ему было немногим более 20 лет и он ещё был выпускником Петербургской консерватории, «Маддалена» уже демонстрирует яркий индивидуальный стиль композитора и направление его творческого поиска. Будучи учеником Римского-Корсакова и Лядова, Прокофьев смело отошёл от эстетики своих учителей. Сегодня особенно интересно прослеживать в этой партитуре его узнаваемые прокофьевские обороты, скрывающиеся за экспрессионистскими всплесками в духе Рихарда Штрауса, импрессионистскими красотами Дебюсси и вокальными линиями, вдохновлёнными Мусоргским. В своё время постановка оперы не состоялась. Причиной послужила небывалая для того периода сложность музыкального языка, которая оказалась непосильной для певцов, особенно молодых, – это было определённо не «Евгений Онегин». Ноты сохранились лишь в виде клавира, оркестровка не была завершена, а затем и вовсе исчезли. Дальнейшая бурная жизнь композитора – отъезд за границу, творческое соперничество со Стравинским, возвращение в СССР, интеграция в официальную советскую культуру, создание новых масштабных оперных, балетных и симфонических произведений – возможно, заставила Прокофьева забыть об этой 45-минутной опере.

Сергей Прокофьев, автор оперы «Маддалена»

Но, как гласит известная поговорка, рукописи не горят. Британский композитор Эдвард Даунс мастерски оркестровал клавир «Маддалены», следуя стилистике позднего Прокофьева. Мировая премьера обновлённой оперы состоялась в 1981 году. И кто бы мог подумать, что с этого момента её станут часто исполнять? Но нет. До сих пор «Маддалена» остаётся редким гостем на сценах русских театров. Именно поэтому её включение в репертуар «Геликон-Оперы» стало настоящим подарком для поклонников творчества Прокофьева.

В постановках, реализуемых в зале Шаховской, уже сформировались определённые сценические принципы, обусловленные уникальностью пространства. Оркестр располагается в глубине, отделённый от сцены полупрозрачным занавесом. Сценический подиум представляет собой небольшой квадрат в центре зала, окружённый зрительскими местами, образующими каре. Артисты находятся в непосредственной близости от публики. Зрители ощущают их дыхание, различают мельчайшие детали мимики, грима и костюмов. Это совершенно особый формат театра, привычный для драматических постановок, но поистине эксклюзивный для оперы.

Маддалена, воплощённая Ольгой Толкмит, предстаёт перед нами как красивая, рыжеволосая, пылкая и исключительно эротичная героиня. Именно эротика является ключевым элементом, определяющим накал и напряжённость оперного действа. Сцена между Маддаленой и её мужем Дженаро (Давид Посулихин) – это мастерски выполненный пример высокохудожественных предварительных ласк. Влюблённые супруги достигают вершины эротического возбуждения, используя исключительно музыкальные средства, что позволяет им не нарушать границы хорошего вкуса и сохранять даже видимость целомудрия.

Однако с самого начала становится очевидным, что с Маддаленой что-то не так. Когда на сцене появляется Стеньо (Дмитрий Янковский), друг Дженаро, чьё состояние можно охарактеризовать как «маниакальный психоз», все тайны раскрываются. Маддалена ведёт двойную жизнь: она одновременно любящая жена Дженаро и анонимная любовница Стеньо. А возможно, и не только его. Таким образом, XX век предлагает свою интерпретацию любовного треугольника, где женщина не просто свободна в выборе объекта любви (как это уже делала Кармен), но и может без каких-либо моральных ограничений предаваться наслаждениям. Неслучайно либретто оперы было написано некой светской дамой Магдой Орловой – возможно, не шедевр с литературной точки зрения, но зато какой яркий предвестник «Нимфоманки» Ларса фон Триера из русского Серебряного века.

Сцена двойной жизни Маддалены в опере Прокофьева

Исполнение артистов отличается филигранностью. Им великолепно удаётся совмещать экспрессионистские акценты, заложенные в музыкальном материале, с психологической достоверностью и точностью. Это, конечно, не бытовая, а истинно оперная точность, органически сочетающая в себе пафос и пассионарность.

Оркестр под управлением маэстро Кирьянова виртуозно исполняет непрерывный поток контрастных по эмоциональному содержанию и фактуре эпизодов, демонстрируя мастерски сыгранные соло и мощные тутти. В кинематографе, благодаря Эйзенштейну, подобный приём получил название «монтаж аттракционов». Оркестровка Даунса идеально соответствует музыкальной драматургии XX века, предполагающей стремительный ритм смены событий. Валерий Кирьянов безупречно ощущает и контролирует этот ритм, увлекая за собой музыкантов, солистов и всю аудиторию.

В кульминации оперы мужчины, охваченные ревностью, убивают друг друга. Маддалена при этом остаётся отнюдь не опечаленной. Напротив, она чувствует удовлетворение, занимая своё место в ряду безнравственных женских персонажей оперной музыки жестокого XX века, таких как Саломея и Катерина Измайлова.

Константин Белоусов
Константин Белоусов

Константин Белоусов. Экономист-аналитик, работавший в банковской сфере до перехода в журналистику. Одиннадцать лет объясняет сложные экономические процессы доступным языком. Его прогнозы и аналитика высоко ценятся читателями. Особенно интересуется влиянием мировой экономики на российские реалии и развитием финтех-индустрии.

Обзор новостей из мира софта