Творческие индустрии видят в государстве гарант устойчивости, но опасаются контроля
Согласно докладу, подготовленному фондом «Инносоциум» и Московской школой управления «Сколково», ключевые механизмы государственной поддержки креативных индустрий уже существуют. Основная задача сейчас — не столько разработка новых инструментов, сколько совершенствование существующей системы, поиск оптимального соотношения между грантами и инвестициями, а также мотивация бизнеса к самостоятельным вложениям. Аналитики подчеркивают, что представители креативного сектора, пользующиеся госзаказами, льготами и экспортной поддержкой, видят в государстве опору для своего развития, однако выражают обеспокоенность по поводу чрезмерного контроля.
Упомянутый доклад, озаглавленный «Креативная экономика России: Итоги и векторы развития после ПМЭФ-2025», является результатом совместной работы фонда «Инносоциум» и лабораторий креативных индустрий и искусственного интеллекта Московской школы управления «Сколково». В нем детально анализируется текущее положение креативного сектора экономики, его дальнейшие перспективы и существующие меры государственной поддержки.
Важно отметить, что креативные индустрии охватывают шестнадцать ключевых областей, включая народные промыслы, искусство, сохранение культурного наследия, индустрию развлечений, моду, издательское дело, сценические искусства, кинематограф, производство телепрограмм, разработку программного обеспечения и видеоигр, медиа, рекламу и PR, дизайн, архитектуру, урбанистику, гастрономию и музыку. По данным Росстата, к концу 2024 года вклад этих направлений в валовой внутренний продукт страны достиг 4,1%. Правительство ставит цель увеличить этот показатель до 6% к 2030 году.
В докладе особо выделена значимость принятия законодательства о креативных индустриях в прошлом году. Этот закон заложил правовую основу для формирования комплексной системы поддержки отрасли, предусматривающей грантовые программы, налоговые льготы (подобные тем, что предоставляются фонду «Сколково») и содействие инфраструктурным проектам. При этом существенная часть практической поддержки креативного сектора реализуется на региональном уровне.
Авторы доклада утверждают, что примерно 80% необходимых инструментов поддержки уже доступны. Однако, несмотря на активную деятельность грантовых организаций, полноценная система инвестирования еще не сформирована. В связи с этим вновь поднимается вопрос о создании специализированного инвестиционного фонда, действующего по принципам венчурного капитала, который мог бы предоставлять финансирование для проектов на этапе их масштабирования.
Еще одной проблемой названо формирование категории «постоянных грантополучателей», которые рассматривают бюджетные средства лишь как источник привилегий, а не как импульс для роста и развития. Представители рынка, хотя и видят в государстве ключевого посредника и гаранта стабильности (например, через госзаказы в кино, экспортную поддержку в моде, стандарты в рекламе, льготы в разработке игр), одновременно высказывают опасения по поводу возможного чрезмерного регулирования и риска, что сама поддержка может стать самоцелью, а не средством достижения результатов.
По мнению авторов, государственная поддержка креативного сектора должна быть сосредоточена не столько на внедрении новых инструментов, сколько на систематизации существующей помощи, достижении равновесия между грантами и инвестиционными вложениями, а также на поощрении самостоятельных инвестиций со стороны бизнеса. Несмотря на предоставление государством грантов, льгот и развитие инфраструктуры, инвесторы проявляют осторожность в отношении креативных проектов, поскольку им не всегда ясны механизмы окупаемости и их влияние на экономику. Слаборазвитая система монетизации интеллектуальной собственности в России приводит к тому, что банки неохотно выдают кредиты на такие проекты.
Стоит отметить, что правительство активно работает над формированием комплексной системы поддержки для этой сферы. К февралю 2026 года Министерство экономического развития должно представить «Стратегию развития креативных индустрий до 2036 года». Максим Решетников, глава ведомства, ранее подчеркивал важность четкого определения границ сектора, указывая на необходимость пересмотра кодов ОКВЭД, которые не всегда точно соответствуют текущей ситуации в отрасли.







