Министерство просвещения РФ представило список из 100 кинолент, рекомендованных для изучения в школах. Этот перечень, созданный по поручению президента Владимира Путина, призван способствовать формированию «развитой, патриотичной и социально ответственной личности». Отличительной особенностью списка является то, что он включает исключительно советские фильмы, полностью исключая современные картины.

В программу вошли такие культовые советские комедии, как работы Леонида Гайдая, Георгия Данелии и Эльдара Рязанова, а также сказки Александра Птушко. Интересно, что в списке присутствуют такие серьезные киноленты, как «Иди и смотри» Элема Климова (с возрастным рейтингом «16+») и «Обыкновенный фашизм» Михаила Ромма, которому присвоен неожиданный рейтинг «0+».
Мнения экспертов об инициативе
Евгений Ухов, редактор портала Film.ru, высказал ироничное отношение к таким спискам, называя их скорее бюрократическими, нежели творческими задачами. Он подчеркнул важность не просто показа фильмов, а организации полноценных обсуждений, иначе, по его мнению, современные дети могут потерять интерес или не понять глубины классических советских картин:
редактор портала Film.ru
Всегда какую-то иронию вызывают подобные списки. Если, допустим, у меня получилось 99 хороших фильмов, которые я бы хотел показать детям, что мне делать с последним сотым — взять какой-то, который мне не нравится? А если у меня получилось их 101? Это задача не творческая, а скорее бюрократическая… Если мы будем показывать наши советские, классические, наши лучшие фильмы, мы, во-первых, вряд ли ребенка сможем заинтересовать, если просто его посадить перед экраном, во-вторых, ребенок очень многого не поймет — все упирается в общение.
Иную позицию занимает Константин Тхостов, директор петербургского лицея № 369 и член Общественной палаты Санкт-Петербурга. Он полностью поддерживает инициативу, видя в ней способ познакомить новое поколение с культовым отечественным кино, что, по его мнению, редко делают современные родители. Тхостов предлагает использовать фильмы как основу для внеурочной деятельности, уроков литературы и истории, способствуя развитию критического мышления:
директор петербургского лицея № 369, член Общественной палаты Санкт-Петербурга
Много фильмов, которые можно разбирать на цитаты, актуальные и сегодня. К сожалению, современные родители — это поколение, с восторгом проводящее время в гаджетах. Почему бы, например, в школе в рамках внеурочной деятельности не организовывать просмотры и последующие обсуждения? … Главное — было бы желание и понимание того, что есть наши исторические ценности, наши художественные ценности, национальные ценности, культурные ценности, их следует аккуратно, бережно передавать.
Однако практическая реализация идеи вызывает сомнения у заслуженного учителя России Татьяны Филиной, завуча Свято-Георгиевской гимназии Красногорска. Она считает, что включить фрагменты фильмов в уроки возможно, но полноценный просмотр не укладывается в рамки стандартного 45-минутного занятия и жесткой государственной программы. Филина расценивает инициативу как популистскую, создающую дополнительные, трудновыполнимые требования для школ:
завуч Свято-Георгиевской гимназии Красногорска, заслуженный учитель России
Я еще могу понять включать фрагменты фильмов, это можно делать на литературе, на истории, может быть, на географии. Но чтобы целиком посмотреть фильм на уроке, 45 минут не хватит. А во-вторых, у нас есть государственная программа, она достаточно жесткая. Поэтому мне думается, что к школе предъявляют сейчас совершенно немыслимые требования. … Мне кажется, что это популистские действия нашего министерства.
Список фильмов охватывает широкий спектр жанров и эпох, от детской классики «Айболит-66» Ролана Быкова до глубокомысленной драмы «Соляриса» Андрея Тарковского. Для некоторых картин, таких как «Гусарская баллада», «Вий» и «Экипаж», с пометкой «12+», предусмотрено дополнительное условие: дети до 12 лет могут смотреть их только в сопровождении взрослых.







