Инициатива, затрагивающая студентов, обучающихся за счет государственного бюджета, проводится по аналогии с уже существующей системой для медицинских работников. Однако эксперты высказывают опасения, указывая на ограниченное количество государственных предприятий в строительной сфере и неготовность частного бизнеса активно трудоустраивать молодых специалистов.

Инициатива Минстроя
Министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства Ирек Файзуллин выступил с предложением ввести обязательную отработку для выпускников строительных вузов, получавших образование на бюджетной основе. По его мнению, после завершения учебы их следует распределять в региональные организации. Глава Минстроя сослался на аналогичные решения, применяемые в отношении некоторых медицинских специальностей.
Файзуллин отметил, что в российской строительной отрасли практически не осталось государственных структур, а в сфере ЖКХ может не хватить имеющихся вакансий для обеспечения рабочими местами всех молодых специалистов. Он также упомянул, что в министерстве обсуждается вопрос сокращения продолжительности обучения в высших учебных заведениях и строительных колледжах.
Однако конкретных предложений по местам распределения для студентов-бюджетников пока не было озвучено. Что об этой инициативе думают сами представители строительной сферы?
Мнения экспертов
Михаил Степанов, профессор НИУ МГСУ
Профессор кафедры механизации, автоматизации и роботизации строительства НИУ МГСУ Михаил Степанов:
Я полностью поддерживаю позицию министра. Если человек учится за счет государства, то он, безусловно, должен отработать эти средства. В Советском Союзе я сам проходил распределение и отрабатывал положенный срок, и все мои однокурсники также: кто-то оставался на своем месте, кто-то менял работу после трех лет обязательной отработки. Студенты должны четко понимать, что после окончания строительного вуза они направятся в строительный комплекс, а не в другие сферы. Это должно мотивировать их к глубокому усвоению знаний, а не просто к получению диплома.
— А куда их можно привлекать сразу после выпуска?
В нашем вузе был очень успешный опыт сотрудничества с компанией СУ-155: студенты, проходившие практику, заключали договоры о последующем трудоустройстве, и многие затем действительно там работали. Однако существует принципиальное отличие от советского времени, когда все предприятия были государственными. Сейчас в строительстве практически нет госпредприятий. Здесь необходимо активно привлекать бизнес. Существующая система целевого обучения, когда вуз принимает студентов по направлению, не получает широкого распространения. Частные фирмы редко готовы брать одного студента по целевой программе, так как не всегда уверены в своем пятилетнем существовании и не хотят впустую тратить деньги – это вполне понятно. Что касается руководителей ЖКХ, они часто хорошо разбираются в экономике и умеют считать деньги, но не обладают необходимыми знаниями о системах водоснабжения, газоснабжения или лифтового хозяйства, что может привести к различным проблемам и даже правонарушениям.
Станислав Сагирян, ГК РКС «Девелопмент»
Акционер, член совета директоров ГК РКС «Девелопмент» Станислав Сагирян:
Выпускник – это всегда «зеленый человечек», который хоть и имеет образование, но еще не обладает достаточным опытом. Ему предстоит набивать шишки. Отправка таких специалистов в министерства не принесет желаемого эффекта, поскольку ключевая проблема кадрового дефицита в этих ведомствах связана с нехваткой квалифицированных управленцев, понимающих процессы и способных эффективно руководить. Набор большого количества студентов не улучшит ситуацию. Необходимо решать коренные причины дефицита квалифицированных кадров, которые могут быть связаны с уровнем заработной платы, ответственностью (например, страхом перед прокуратурой) или другими факторами. Госслужба не так страшна, как ее иногда представляют; лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Обязательно нужно внедрять практику, распространенную в разных странах, когда студенту после второго или третьего курса дается возможность на год уйти для прохождения практики, а затем вернуться для завершения обучения. Крайне важно, чтобы они устраивались на работу по специальности – в компании или госорганы – на определенный срок. Тогда они точно поймут, чем именно хотят заниматься. Одно дело – проектировать, другое – управлять стройкой, и совсем третье – организовывать строительство непосредственно на объекте.
— Кого сейчас больше всего не хватает среди строителей из перечисленных категорий?
— Полагаю, нехватка ощущается по всем направлениям.
Мария, выпускница строительного вуза (имя изменено)
Выпускница государственного строительного вуза прошлого года, которая обучалась на бюджетной основе, Мария:
Я бы негативно отнеслась к такой идее и, вероятно, не выбрала бы это направление, если бы меня обязали к отработке, да еще и по распределению в любом городе страны, как это было раньше. Нельзя исключать, что в процессе обучения интерес к специальности может пропасть. К тому же, в современных реалиях, когда возможности для самореализации крайне разнообразны, люди, приезжая учиться в столицу, в большинстве своем планируют здесь остаться – это одна из целей переезда и обучения. После четырех лет жизни здесь оказаться в произвольной точке нашей необъятной Родины – это не самая привлекательная перспектива.
— Откуда вы переехали?
— Из Екатеринбурга.
— Ваша строительная специализация?
— Биотехнологии, информационное моделирование в строительстве.
— Вы нашли работу в коммерческой структуре, без целевого обучения?
— Да, на последнем курсе.
— Распространено ли сейчас целевое обучение?
— На нашем направлении, по-моему, такого не было.
— Много ли платных студентов было в группе?
— Платников было человека три при общем числе в группе 20 человек. Стоит отметить, что большая часть моих одногруппников перешла в IT-сферу, потому что жизнь стала очень дорогой, и молодое поколение стремится обеспечить себе достойный уровень жизни. Разговоры об их зарплатах вызывают некоторую грусть.
Согласно исследованию, проведенному сервисом «Работа.ру», только треть российских граждан работают по специальности, полученной в высшем или среднем специальном учебном заведении.







