Минтранс опроверг рассмотрение инициативы о взимании платы за проезд по всем российским дорогам

Новости общества

Идея введения платного проезда по всем дорогам России была озвучена заместителем главы управления регионального развития Росавтодора Денисом Кирюхиным. По его мнению, по всей стране можно создать унифицированную систему контроля, использующую камеры и единые устройства для всех транспортных средств, где оплата будет осуществляться по принципу «свободного потока», то есть без остановок у шлагбаумов.

Изображение дороги
Фото: Михаил Джапаридзе/ТАСС

Министерство транспорта РФ официально заявило, что не рассматривает возможность введения платного проезда по всем дорогам страны. Представитель ведомства Шестаков уточнил, что упомянутая инициатива является лишь частным мнением, высказанным одним из участников экспертной дискуссии, и не поддерживается министерством.

Ранее, выступая на форуме Kazan Digital Week, Денис Кирюхин предложил сделать платными все российские дороги к 2030 году, при этом сумма для водителей будет зависеть от пройденного километража.

Необходимость такой меры Кирюхин объяснил дефицитом средств в дорожных фондах. В настоящее время дорожные фонды формируются за счет акцизов на топливо, транспортного налога и отчислений от системы «Платон». Однако, по его словам, существующие механизмы не учитывают современные тенденции: снижаются поступления из-за роста популярности электромобилей, гибридных и более экономичных автомобилей. Одновременно увеличиваются затраты на строительные материалы и обслуживание дорожной сети. Информацию об этом опубликовало издание «Бизнес Online».

Тимур Новожилов, учредитель компании «Нексус» и участник ассоциации «Автогрузэкс», прокомментировал инициативу:

Тимур Новожилов
учредитель компании «Нексус», участник ассоциации «Автогрузэкс»
«Насколько я слышал высказывания чиновников, они говорят о социальной справедливости: сколько человек пользуется дорогой, столько и должен платить. Если при этом отменят акцизы и транспортный налог, и дороги станут платными, то, возможно, это будет справедливо. Но если все действующие налоги и сборы сохранятся, а к ним добавится ещё и плата за проезд, это будет излишне. Сейчас есть разные способы оплаты: грузовики используют бортовые устройства системы «Платон» для федеральных дорог, а за платные дороги можно платить постоплатой через сайт или с пополняемого баланса. Что будет реализовано на этот раз, пока непонятно. Эти разговоры возникают время от времени. Мы как бизнес адаптируемся, но для студентов и пенсионеров такая система может оказаться весьма обременительной.»

С ним согласен Павел Иванкин, президент Национального исследовательского центра перевозок и инфраструктуры:

Павел Иванкин
президент Национального исследовательского центра перевозок и инфраструктуры
«Взимание платы по всем дорогам потребует серьёзных изменений в законодательстве, поскольку сейчас у нас разные источники пополнения дорожных фондов. Необходимо будет отменить транспортный налог и часть акцизов, которые сегодня направляются на эти цели. Важно учесть, что в крупных агломерациях, таких как Москва, Санкт-Петербург, Красноярск, качество дорог уже высокое. Однако взимание платы за проезд по региональным дорогам может быть воспринято крайне негативно, так как их состояние часто оставляет желать лучшего. Инициатива, безусловно, интересна и требует тщательной проработки для оценки всех плюсов и минусов. Кроме того, для возможности покилометровой тарификации каждую автомагистраль нужно будет оборудовать соответствующим оборудованием. Необходимо также определить схему распределения полученных средств между различными бюджетами. В целом, на данном этапе такая идея кажется рискованной, поскольку мы не можем однозначно сказать, как повсеместная плата повлияет на свободу передвижения граждан. Мы ведь строим дороги для повышения мобильности населения, и не станет ли переход на систему полного покилометрового взимания платы негативно влиять на достижение этой цели?»

Денис Кирюхин подчеркнул, что новая система финансирования дорожных фондов находится на стадии обсуждения. Тем не менее, его предложение уже получило поддержку от бывшего мэра Красноярска и депутата Госдумы Сергея Еремина, который отметил, что в обществе пока недостаточно готовности к полноценному обсуждению этой темы.

Артемий Захаров
Артемий Захаров

Артемий Захаров. Программист по образованию, журналист по призванию. Девять лет освещает IT-индустрию, от стартапов до корпораций. Особенно интересуется влиянием новых технологий на повседневную жизнь людей. Лично тестирует большинство программных продуктов перед написанием обзоров. Считает программное обеспечение новой формой искусства современности.

Обзор новостей из мира софта