Новая экспозиция исследует загадочные темы в произведениях классиков, но оставляет пространство для дальнейших открытий.
В московском музее-квартире Алексея Николаевича Толстого открылась экспозиция, представляющая иллюстрации к известным литературным произведениям, дополненные работами современного художника-постмодерниста Шуры Петрова.

Выставка под названием «Зазеркалье реальности» была представлена в историческом особняке на улице Спиридоновка (ранее известной как улица Алексея Толстого). Этот проект призван рассказать о мистических мотивах в русской классической литературе.
Организация увлекательной выставки, посвященной исключительно литературе, является сложной задачей. Данная экспозиция от Государственного музея истории российской литературы имени В.И. Даля вряд ли заинтересует массового посетителя, но будет весьма ценна для ценителей литературы.

Экспозиция включает в себя шесть витрин с иллюстрациями к классическим произведениям, среди которых выделяются работы к повестям Гоголя. Особый интерес представляют иллюстрации Александра Владимировича Маковского начала XX века, изображающие колоритную ведьму и лихого черта из «Ночи перед Рождеством». Также примечательна мрачная сепия Михаила Микешина 1872 года к «Вию», где каждая деталь – от траурной процессии до летучих мышей и церковного купола – выполнена с гравюрной точностью. Рядом с этими работами расположена картина Шуры Петрова «Шествие феи цветов» (2024), связь которой с литературным контекстом остаётся не до конца ясной, однако основное внимание уделено именно литературным иллюстрациям.

Советский период также подарил выдающиеся иллюстрации к Гоголю, о чем свидетельствует подборка из трех работ Алексея Михайловича Лаптева, признанного мастера советской графики. В его исполнении особенно выразительны чудовища из повести «Заколдованное место», где нечистая сила предстает в виде говорящей бараньей головы, медведя и других кошмарных образов. Лаптев также создал мощные иллюстрации к «Страшной мести», изображающие воскресших бородатых мертвецов. Хотя эти образы могли сильно впечатлить детей прошлого века, современная аудитория, привыкшая к реалистичным фильмам про зомби, вряд ли испытает подобный трепет.

Среди представленных работ к произведениям Пушкина наиболее выразительной является иллюстрация Бориса Фридкина к сцене смерти старухи из «Пиковой дамы». Отмечается существенный хронологический пробел в экспозиции, поскольку отсутствуют иллюстрации к произведениям классиков второй половины XIX века, а также к работам Алексея Константиновича Толстого, Погорельского и Одоевского.
Далее экспозиция фокусируется на наследии Алексея Николаевича Толстого, которому посвящен данный музей. Интересно отметить, что хотя его часто воспринимают как представителя социалистического реализма или как русского Герберта Уэллса в случае с «Аэлитой», даже в его романах о Марсе прослеживается явный интерес к мистическим и ирреальным элементам, а также к загадкам древних цивилизаций, что объясняется его формированием в традициях Серебряного века.

Современные иллюстрации Аллы Высотской к «Гиперболоиду инженера Гарина» (произведению, казалось бы, сугубо научно-фантастическому) заставляют по-новому взглянуть на текст. Особенно впечатляют её черно-белые рисунки к «Похождениям Невзорова, или Ибикусу», которые служат превосходным визуальным введением к этой повести.
Иллюстрации к «Мастеру и Маргарите», представленные на выставке, оказались менее выразительными: два эскиза известной театральной художницы Александры Корсаковой (Рудович) скорее ориентированы на глубоких знатоков, учитывая, что в Государственном музее истории российской литературы имени В.И. Даля уже существует обширная отдельная экспозиция, посвященная Булгакову – «Дневник Мастера и Маргариты. Михаил и Елена Булгаковы».
В целом, экспозиция «Зазеркалье реальности» рекомендуется к посещению в качестве дополнения к основной выставке дома-музея, предлагая увлекательный взгляд на мистические мотивы в литературе.







