Экспозиция посвящена жизни и творчеству великого артиста и худрука.
17 августа — день, когда великому народному артисту Олегу Табакову исполнилось бы 90 лет. В честь этой даты Музей МХАТ распахнул двери для особенной выставки под названием «Олег Табаков: «Мое дело — играть!», которая акцентирует внимание на плодотворном периоде его деятельности в МХТ имени А. П. Чехова.

Музей МХАТ, известный своей теплой и почти семейной атмосферой, регулярно организует выставки, посвященные выдающимся деятелям театра. Этот год уже ознаменовался экспозициями в честь Качалова, Смоктуновского и трогательным вечером памяти Пилявской. К своим великим артистам здесь относятся с особым трепетом и почтением, и Олег Табаков не стал исключением. Новая выставка представляет собой яркое собрание редких фотографий, уникальных театральных костюмов и личных предметов Мастера. Особый интерес вызывает расписание художественного руководителя МХТ на март 2015 года, где среди прочего нашлась интригующая заметка: «18:00 — интервью М. Райкиной» для нашей газеты.
Торжественное открытие экспозиции совпало с днем рождения Олега Павловича, и праздник продолжился во дворе Дома Станиславского в Леонтьевском переулке. При жизни Табакова 17 августа было значимой датой: в этот день артисты и сотрудники МХТ, независимо от места отдыха, всегда возвращались в Москву, чтобы отметить его день рождения с любимым худруком. Эта добрая традиция была возрождена, но уже в стенах Дома Станиславского, поскольку руководство МХАТ приняло решение сделать этот праздник ежегодным событием. Директор Музея МХАТ Павел Ващилин открыл церемонию приветственной речью.
«Олег Павлович глубоко уважал отцов-основателей, часто цитировал их и призывал нас следовать их примеру», — подчеркнул Павел Эльфридович, объясняя новую традицию музея. — «Как он сам говорил, «сказать спасибо — это одна из самых важных привычек человека». Эта выставка — наш способ выразить благодарность Олегу Павловичу».
Вернисаж прошел в по-настоящему теплой, уютной и семейной атмосфере, ведь на нем присутствовали самые дорогие для Табакова люди: его супруга Марина Зудина, сын Павел, а также Кирилл Трубецкой, который на протяжении 18 лет был верным помощником артиста, и многие другие, для кого Олег Павлович оставался бесценной личностью. В этот вечер звучали искренние воспоминания и слова благодарности в адрес юбиляра. Авангард Леонтьев, которого Табаков в свое время лично пригласил в МХТ, подчеркнул, что Олег Павлович был «удивительно полезным и доступным для всех человеком» — к нему всегда можно было прийти за советом или помощью, и его двери всегда были открыты для любого откровенного разговора.
Название экспозиции выбрано не просто так.
«Я однажды спросила Олега Павловича, — вспоминает Марина Зудина, — ты ведь и театром руководишь, и студентов учишь, и свою студию создал, и менеджером был… А он ответил, что больше всего на свете он любит играть».
Действительно, игра была призванием всей его жизни, и каждый экспонат выставки служит тому подтверждением. Посетителей у входа встречает выразительная скульптура Олега Павловича, держащего в руках театральные маски, ставшая популярной локацией для фото. Далее разворачивается калейдоскоп фотографий, запечатлевших его сценические образы разных лет. Среди них — Олег Табаков в роли Сальери рядом с молодым Сергеем Безруковым в спектакле «Амадей», а прямо напротив — роскошные костюмы его персонажа: изысканный бархат, шелк и элегантные кожаные туфли.

Один из залов украшает масштабный стенд с глубокими цитатами Табакова о сущности актерской профессии. Среди них:
«Актерское ремесло — из тех ремесел, которые передаются ТОЛЬКО ИЗ РУК В РУКИ»
или вот еще:
«Что самое важное в актерской профессии? Оказывается, очень трудно ответить на этот вопрос. У каждого из нас на него свой ответ. Мне, например, кажется, что ВАЖНЕЕ ВСЕГО ВЫСОКИЙ НРАВСТВЕННЫЙ ПОСЫЛ, то есть тот идеал, те человеческие и гражданские цели, какие мы отстаиваем в своем творчестве».
Второй зал раскрывает личность Олега Павловича через его повседневные вещи. Здесь представлена коллекция диктофонов, которые были незаменимыми помощниками худрука. Рядом — рабочий стол, своеобразная святая святых, на котором лежат репертуар театра и личное расписание. Жизнь Табакова была непрерывной чередой прогонов, репетиций и встреч с людьми самых разных уровней — от мэра Москвы до завхоза. В его плотном графике даже 8 Марта был отмечен как «Выходной!» — причем с восклицательным знаком.
Для тех, кто ценит эффективное планирование, Олег Павлович оставил полезный лайфхак: если предстоят дела в разных местах, обязательно отмечайте локации в соседней колонке — это значительно упрощает организацию передвижений. Если попытаться охарактеризовать Олега Павловича всего одним словом, то «неутомимый» будет наиболее точным эпитетом.







