Начиная с этого учебного года, стимулирующие надбавки к зарплате московских учителей будут рассчитываться по новой методике. Теперь их размер зависит от успехов школьников, включая результаты независимых диагностик, ОГЭ и ЕГЭ. Эта новость, означающая, что уже в октябре педагоги получат выплаты по-новому, вызвала многочисленные вопросы среди учителей: что именно будет считаться успешной работой с учеником и как будут начисляться эти средства?
Департамент образования Москвы разъяснил, что подход к оценке эффективности работы учителя станет значительно шире, чем просто показатели экзаменов. Теперь учитываться будет и позитивная динамика развития каждого ребенка. Например, если школьник, который изначально делал много ошибок в диктанте, стал допускать их меньше, это будет расценено как достижение.
Распределение стимулирующих выплат останется за школами, однако сам процесс станет более структурированным. Базовая часть зарплаты учителя составит 30%, а остальная, стимулирующая часть, будет распределяться на основе объективных образовательных результатов учащихся. Для этого в помощь администрации школ (директорам и завучам) начали формировать внутришкольные предметные кафедры.
Первый заместитель руководителя департамента образования и науки Москвы
«Ключевое — стимулирующая выплата назначается не каждому учителю отдельно, здесь два этапа. Первый — выплата по результатам ЕГЭ, ОГЭ, независимых диагностик, которые проводятся с четвертого класса в каждой параллели. Эта выплата — доля в стимулирующем фонде — назначается на кафедру. Не на учителя, а на кафедру. А вот второй этап — сама предметная кафедра распределяет эти стимулирующие выплаты по тем показателям, которые должны учитывать позитивную динамику ребенка, другие оценочные процедуры, которые и позволят оценить вклад каждого учителя в эти результаты, потому что это и есть объективный результат работы кафедры».
Представитель департамента также заверила, что ежемесячные выплаты ни у одного учителя не уменьшатся. Более того, в начале года учительская зарплата в Москве была поднята на 24%.
Что касается кафедр, важно отметить, что они только формируются в столичных школах, хотя сама идея обсуждается со школами уже три года. Предполагается, что у каждой кафедры будет свой руководитель, выбранный школьным коллективом и одобренный директором. Каждая кафедра сможет разрабатывать свой подход к оценке работы коллег. Окончательное же решение о выплатах, как и раньше, останется за руководством школы.
Директор центра образования «Царицыно» № 548, народный учитель России
«Это вовсе не означает, что если больше пятерочников, то учителю дадут больше денег, это не так. Школа сама разрабатывает положения о стимулировании учительского труда. Можно премировать учительницу, у которой ребенок делал в диктанте 28 ошибок, получал двойку, а теперь делает 23 ошибки, тоже получает двойку. Администрации школы известно, что этот ребенок имеет положительную динамику, поэтому это на усмотрение школьного коллектива и администрации школы, и совсем не обязательно, чтобы получателями премии были те, у кого дети имеют 100 баллов на ЕГЭ. Эта инициатива позволяет дифференцированно подходить к тому, кто и как работает. В моей практике были ситуации, когда учительница, облеченная всевозможными регалиями, даже званием заслуженного [учителя] и так далее, работала настолько бездарно, что я год мучился, пока ее не выгнали. А бывает, начинающий учитель, явно талантливый, не имеет ни регалий, ни звания, а его дети обнаруживают хорошую положительную динамику».
Новая система сейчас активно разъясняется педагогическому составу в каждой московской школе. Несмотря на то что у некоторых учителей пока есть сомнения, большинство педагогов выражают надежду, что кафедры и руководство школ будут распределять выплаты справедливо, основываясь на объективных соображениях и реальном вкладе каждого.







