Московская мэрия разъяснила, как будет работать новая система премирования учителей

Начиная с этого учебного года, стимулирующие надбавки к зарплате московских учителей будут рассчитываться по новой методике. Теперь их размер зависит от успехов школьников, включая результаты независимых диагностик, ОГЭ и ЕГЭ. Эта новость, означающая, что уже в октябре педагоги получат выплаты по-новому, вызвала многочисленные вопросы среди учителей: что именно будет считаться успешной работой с учеником и как будут начисляться эти средства?

Департамент образования Москвы разъяснил, что подход к оценке эффективности работы учителя станет значительно шире, чем просто показатели экзаменов. Теперь учитываться будет и позитивная динамика развития каждого ребенка. Например, если школьник, который изначально делал много ошибок в диктанте, стал допускать их меньше, это будет расценено как достижение.

Распределение стимулирующих выплат останется за школами, однако сам процесс станет более структурированным. Базовая часть зарплаты учителя составит 30%, а остальная, стимулирующая часть, будет распределяться на основе объективных образовательных результатов учащихся. Для этого в помощь администрации школ (директорам и завучам) начали формировать внутришкольные предметные кафедры.

Олеся Лукашук
Первый заместитель руководителя департамента образования и науки Москвы

«Ключевое — стимулирующая выплата назначается не каждому учителю отдельно, здесь два этапа. Первый — выплата по результатам ЕГЭ, ОГЭ, независимых диагностик, которые проводятся с четвертого класса в каждой параллели. Эта выплата — доля в стимулирующем фонде — назначается на кафедру. Не на учителя, а на кафедру. А вот второй этап — сама предметная кафедра распределяет эти стимулирующие выплаты по тем показателям, которые должны учитывать позитивную динамику ребенка, другие оценочные процедуры, которые и позволят оценить вклад каждого учителя в эти результаты, потому что это и есть объективный результат работы кафедры».

Представитель департамента также заверила, что ежемесячные выплаты ни у одного учителя не уменьшатся. Более того, в начале года учительская зарплата в Москве была поднята на 24%.

Что касается кафедр, важно отметить, что они только формируются в столичных школах, хотя сама идея обсуждается со школами уже три года. Предполагается, что у каждой кафедры будет свой руководитель, выбранный школьным коллективом и одобренный директором. Каждая кафедра сможет разрабатывать свой подход к оценке работы коллег. Окончательное же решение о выплатах, как и раньше, останется за руководством школы.

Ефим Рачевский
Директор центра образования «Царицыно» № 548, народный учитель России

«Это вовсе не означает, что если больше пятерочников, то учителю дадут больше денег, это не так. Школа сама разрабатывает положения о стимулировании учительского труда. Можно премировать учительницу, у которой ребенок делал в диктанте 28 ошибок, получал двойку, а теперь делает 23 ошибки, тоже получает двойку. Администрации школы известно, что этот ребенок имеет положительную динамику, поэтому это на усмотрение школьного коллектива и администрации школы, и совсем не обязательно, чтобы получателями премии были те, у кого дети имеют 100 баллов на ЕГЭ. Эта инициатива позволяет дифференцированно подходить к тому, кто и как работает. В моей практике были ситуации, когда учительница, облеченная всевозможными регалиями, даже званием заслуженного [учителя] и так далее, работала настолько бездарно, что я год мучился, пока ее не выгнали. А бывает, начинающий учитель, явно талантливый, не имеет ни регалий, ни звания, а его дети обнаруживают хорошую положительную динамику».

Новая система сейчас активно разъясняется педагогическому составу в каждой московской школе. Несмотря на то что у некоторых учителей пока есть сомнения, большинство педагогов выражают надежду, что кафедры и руководство школ будут распределять выплаты справедливо, основываясь на объективных соображениях и реальном вкладе каждого.

Артемий Захаров
Артемий Захаров

Артемий Захаров. Программист по образованию, журналист по призванию. Девять лет освещает IT-индустрию, от стартапов до корпораций. Особенно интересуется влиянием новых технологий на повседневную жизнь людей. Лично тестирует большинство программных продуктов перед написанием обзоров. Считает программное обеспечение новой формой искусства современности.

Обзор новостей из мира софта