Министерство внутренних дел России информирует граждан о появлении новой, усложненной двухэтапной схемы телефонного мошенничества. Она состоит из двух этапов: сначала жертве поступает звонок, а спустя несколько дней — повторный, в котором сообщается о «копировании» ее голоса и необходимости срочно перевести все финансовые активы, включая наличные средства, на «безопасный счет».
Детали мошеннической схемы
Новая мошенническая схема обмана россиян развивается в два этапа. На первом этапе потенциальной жертве звонит неизвестный, представляясь сотрудником телекоммуникационной компании. Он сообщает о якобы предстоящем отключении городских телефонов и предлагает «перевести» абонента на новую линию без изменения номера и тарифных условий. После согласия жертвы мошенник обещает подготовить и отправить необходимые документы почтой.
Через несколько дней наступает второй этап. С человеком связываются лжеправоохранители или фальшивые сотрудники Банка России. Они заявляют, что предыдущий звонок был от мошенников, которые «скопировали» голос жертвы и теперь имеют полный доступ ко всем ее банковским счетам. Для «спасения» денег пострадавшему предлагают «задекларировать» все наличные средства, находящиеся дома, и передать их курьеру для зачисления на специальный «безопасный счет».
Комментарий эксперта
Евгений Царев
Управляющий RTM Group«Я вижу подобного рода историй много в самых разных возрастных группах, то есть это и молодые люди, и средний возраст, это и люди предпенсионного возраста, — они прекрасно себе передают деньги в эту двухступенчатую систему мошенничества. Причем в данном случае описывается один формат взаимодействия, а есть другие форматы. Это когда, например, человека пытаются напугать — например, делается попытка взлома аккаунта, и человеку приходят часто СМС о том, что подбирается пароль, он начинает суетиться, а потом все затихает. А через несколько дней ему звонят и говорят: знаете, ваш аккаунт все-таки был взломан, и вы подписались на такие-то террористические телеграм-аккаунты, вы ставили лайки экстремистским сообществам и так далее. И после этого человек в панике готов отдать все, что угодно. Эксперт также напоминает о важности проверки зарегистрированных на имя пользователя SIM-карт через «Госуслуги», поскольку многие с удивлением обнаруживают сотни таких карт, что может свидетельствовать об их невольном участии в преступных схемах.»
Вопросы возмещения ущерба
В контексте активной борьбы с телефонным мошенничеством остро стоит вопрос о возмещении убытков, причиненных клиентам. В настоящее время операторы связи и финансовые организации не достигли согласия относительно того, кто должен нести ответственность за компенсацию похищенных средств. В рамках разрабатываемого антифрод-пакета мер предполагается, что банки будут возмещать средства, похищенные с банковских счетов, а операторы — украденные со счетов мобильных телефонов.







