Нобелевская медаль Михаила Шолохова и тайны «Цыганского золота» на новой выставке

В Музее современной истории России представлена экспозиция, где главный артефакт писателя оказался лишь копией.

В конце сентября Музей современной истории России представил публике выставку «Век Тихого Дона». Экспозиция посвящена двойному юбилею Михаила Шолохова: 120-летию со дня рождения и столетней годовщине с момента начала работы над его величайшим произведением — романом «Тихий Дон».

В Москве показали нобелевскую медаль писателя, но она оказалась копией
Фото: Иван Волосюк

Примечательно, что наш корреспондент, специализирующийся на литературных обзорах, посетил эту выставку почти случайно, изначально планируя материал о другом событии. Тем не менее, это осеннее выставочное мероприятие, посвященное столь крупному писателю, удивило своим выбором площадки — Музей современной истории России, а не традиционные ГМИРЛИ или Государственный музей А.С. Пушкина. Организаторы, возможно, упустили из виду тот факт, что Шолохов начинал свой путь на страницах московской комсомольской газеты «Юношеская правда», где были впервые опубликованы его небольшие рассказы, позднее вошедшие в цикл «Донские рассказы». Это историческое обстоятельство могло бы обеспечить более широкое освещение события.

`Экспонаты
Фото: Иван Волосюк

Среди экспонатов «Века Тихого Дона» представлены ранние публикации Шолохова, включая его рассказы, изданные «Роман-газетой» в 1929 году. На выставке широко демонстрируются как подлинные, так и копийные рукописи, письма классика, а также первые журнальные публикации, например, части «Тихого Дона» из журнала «Октябрь» 1928 года. Здесь можно увидеть и небольшие советские издания, такие как «О Колчаке, крапиве и прочем», «Червоточина» и «Лазоревая степь». Далее экспозиция раскрывает всемирную известность Шолохова через многочисленные переводы его произведений на различные языки, от французского до японского.

Издания произведений Шолохова
Фото: Иван Волосюк

Оформление выставки отличается продуманной сложностью. Вдоль одной из стен размещена хронологическая шкала биографии писателя, охватывающая период от детских фотографий до печальной записи о его кончине 21 февраля 1984 года.

Хронологическая шкала биографии Шолохова
Фото: Иван Волосюк

В центральной части зала воссоздан кабинет Шолохова, представленный в виде стеклянной инсталляции. Здесь можно увидеть стол, стул, керосиновую лампу, пишущую машинку и другие предметы, характерные для интеллигентского быта первой половины XX века. Однако не этот кабинет стал самым обсуждаемым экспонатом. В одном из углов зала посетителей ожидали артефакты, способные вызвать трепет у любого ценителя русской литературы: Нобелевский диплом и золотая медаль с изображением Альфреда Нобеля. К сожалению, главная сенсация оказалась копией. Зато подлинными были выписка из списка приглашенных на Нобелевский ужин и личный экземпляр Шолохова с программой фестиваля 1965 года.

Особое внимание привлекают две витрины, расположенные друг напротив друга, с предметами одежды. В первой — Нобелевский фрак самого Шолохова, а во второй — «Нобелевский костюм» его супруги, Марии Петровны Шолоховой, включающий сумочку, белые перчатки и вечернее платье с меховой накидкой. Эти роскошные наряды создают яркий контраст с выставленными по всему залу образцами казачьей военной формы, кожаными куртками комиссаров, пулеметами «Максим», винтовками Мосина, шашками и нагайками. Такой диссонанс символизирует двойственность эпохи, «блеск» и «нищету» военного и полувоенного времени, на фоне которого рождалась великая русская литература.

Нобелевский фрак Михаила Шолохова
Фото: Иван Волосюк

Выставка объединила экспонаты из нескольких крупных музеев: значительная часть предметов была доставлена из Музея-заповедника М.А. Шолохова «Тихий Дон» в станице Вешенской. Также представлены фонды Ростовского областного музея краеведения и Новочеркасского музея истории донского казачества. Столичные институции, включая Музей современной истории России и Институт мировой литературы им. А.М. Горького, также внесли свой вклад. Благодаря этим совместным усилиям посетители могут не только увидеть уникальные артефакты, но и «услышать» Шолохова: посмотреть архивные кадры вручения ему Нобелевской премии и послушать авторское чтение заключительных строк «Тихого Дона».

Автор: Иван Волосюк

Константин Белоусов
Константин Белоусов

Константин Белоусов. Экономист-аналитик, работавший в банковской сфере до перехода в журналистику. Одиннадцать лет объясняет сложные экономические процессы доступным языком. Его прогнозы и аналитика высоко ценятся читателями. Особенно интересуется влиянием мировой экономики на российские реалии и развитием финтех-индустрии.

Обзор новостей из мира софта