Госдума сокращает преференции
Государственная Дума в первом чтении утвердила законопроект, направленный на ужесточение условий предоставления налоговых льгот компаниям, работающим в особых экономических зонах и на территориях опережающего развития. Ключевое изменение — привязка размера налоговых преференций к объему капитальных инвестиций и затрат на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР). Хотя сокращение господдержки вызвало опасения у некоторых депутатов на фоне снижения инвестиционной активности в стране, Министерство финансов пообещало к следующему чтению внести коррективы, увеличив льготный период для новых резидентов с двух до трех лет.
На заседании во вторник, 14 октября, Госдума приняла в первом чтении проект закона, который меняет порядок предоставления налоговых льгот резидентам преференциальных зон, таких как особые экономические зоны и территории опережающего развития. Важно отметить, что эти изменения затронут только тех, кто получит статус резидента после вступления закона в силу, и начнут действовать с третьего года их работы в соответствующем режиме.
Суть нововведений заключается в прямом соотнесении налоговых послаблений с фактическими капитальными вложениями и расходами на НИОКР.
Для сохранения права на получение льгот резиденты должны будут выполнять ряд условий. В частности, им запрещено привлекаться к административной ответственности за несвоевременную или неполную подачу бухгалтерской отчетности в налоговые органы в течение последних двух лет. Заместитель министра финансов Алексей Сазанов подчеркнул, что Минфин рассматривает такие нарушения (выявленные у 10% резидентов) как преднамеренное уклонение от предоставления информации, что мешает государству адекватно оценить эффективность выделенных льгот.
Компании-резиденты также обязаны соблюдать условия соглашений по объему инвестиций или созданию рабочих мест. При этом региональные власти смогут самостоятельно регулировать действие этих ограничений для отдельных отраслей или групп налогоплательщиков, устанавливая собственные пропорции между объемом льгот и инвестициями, а также допустимые отклонения от установленных показателей.
В процессе обсуждения законопроекта ряд депутатов выразил озабоченность по поводу сокращения государственной поддержки бизнеса, особенно в условиях прогнозируемого снижения инвестиционной активности в России. Вопросы вызвала ситуация с резидентами из специфических секторов, таких как туризм (где после завершения строительства инвестиции могут прекратиться, лишая права на льготы) и IT-стартапы с их нестабильным инвестиционным циклом. Алексей Сазанов пояснил, что главная задача законопроекта — стимулировать реальные инвестиции, превращая льготы в ощутимые вложения. Он сообщил, что ко второму чтению планируется внести поправки, увеличивающие период неприменения ограничений для новых резидентов с двух до трех лет. Кроме того, регионам будет предоставлено право индексировать затраты резидентов для более объективного расчета.
Счетная палата, однако, выразила иное мнение относительно двухлетнего (а теперь трехлетнего) льготного периода. В своем заключении аудиторы указали на отсутствие санкций для резидентов, которые в этот период не соблюдают условия соглашения, но при этом продолжают неправомерно пользоваться налоговыми льготами.
Также госаудиторы предложили включить в перечень учитываемых расходов, влияющих на размер льгот, затраты на приобретение результатов НИОКР, произведенные до момента заключения соглашения о деятельности в преференциальном режиме.
Комитет Госдумы по бюджету и налогам в своем заключении обратил внимание на отсутствие четких рамок для регионов в регулировании соотношения инвестиций и льгот. Это может как препятствовать достижению целей законопроекта, так и создавать неопределенность для инвесторов, поскольку региональные власти смогут не только снижать, но и ужесточать требования. Комитет также усомнился в эффективности лишения льгот как метода борьбы с несвоевременной сдачей отчетности, предложив, чтобы систематическое игнорирование таких обязательств влияло на статус резидента в целом, а не только на налоговые преференции.







