Дефицит бензина, в особенности марки АИ-95, остро ощущается в Крыму и Приморском крае. В Хабаровском крае на АЗС выстраиваются очереди, а на крымских заправках введены талоны для юридических лиц. Для частных автовладельцев цены на топливо подскочили до 70 рублей за литр, и даже по такой стоимости найти бензин стало проблемой.

Обновлено: 16:37
Крымские власти официально подтвердили проблемы с поставками топлива на полуостров. Глава республики Сергей Аксенов охарактеризовал ситуацию как «перебои с определенными видами топлива», объясняя их логистическими трудностями. По его прогнозам, такое положение дел может продлиться около месяца. Наиболее остро ощущается нехватка бензина марки АИ-95. Местные водители активно обсуждают в онлайн-чатах, где еще можно приобрести топливо. Например, автомобилисты Алушты сообщают, что на известной АЗС «Атан» бензин отпускают только по талонам или специальным топливным картам, доступным исключительно для организаций.
В Севастополе на крупных сетевых заправках АИ-95 отсутствует уже неделю. По данным местных СМИ, накануне его можно было найти лишь на редких небольших станциях по цене 70 рублей за литр или, как и в Алуште, приобрести по талонам. Ситуацию комментирует крымский журналист и блогер Александр Горный:
крымский журналист и блогер
Горный отмечает, что топливный кризис на полуострове усугубился: «Литр 95-го бензина стоит 70 рублей, а 92-го — 63 рубля. Сейчас пропал 95-й бензин на большинстве заправок…». Аксенов объяснил это проблемами с логистикой и наличием топлива на материке, предполагая, что ситуация продлится около месяца. Журналист указывает на значительный туристический поток, 65% которого приходится на личный автотранспорт, что создает огромную нагрузку на АЗС. Он подтверждает информацию о талонах, используемых организациями для закупки топлива. Горный также прогнозирует дальнейшее повышение цен на АИ-95 в Крыму до 73-75 рублей, подчеркивая, что стоимость бензина на полуострове традиционно на 7-10% выше, чем на материке, даже в регионах со схожими логистическими сложностями.
Однако не все крымчане считают текущий дефицит исключительным. Александр Макриди, директор симферопольской компании «Такси Таврика», утверждает, что такие скачки цен происходят ежегодно в этот период, и виной тому не туристы, а оптовики, которые, по его мнению, искусственно создают дефицит для увеличения прибыли. Он также пояснил, что «талоны» — это не система нормирования для населения, а давняя практика для юридических лиц, которые по безналичному расчету приобретают большие объемы топлива, получая взамен талоны или топливные карты:
— Тяжело, нет бензина. Это не из-за туристов, ежегодно в этот период происходит скачок цен. Это связано не с логистикой, оптовики поднимают цены. Как-то одно время правительство боролось с этим, ограничения какие-то ставили в прошлом, позапрошлом году — бесполезно. Я так думаю, искусственно создают дефицит, зарабатывают на этом деньги.
— А что это за талоны?
— Это не то что талоны, как на хлеб выдавали, талоны, которые продают на заправках. Просто кто-то приезжает, хочет сразу купить не 20 литров, а 100, 200 литров. Предприятия так покупают, допустим, они по безналу оплачивают, потом им выдают либо талоны, либо карточки, с которыми они приезжают, заправляются. Это практикуется очень давно. Фактически всегда нет 95-го, 92-й бензин есть, в такой ситуации сразу все заправляют так, чтобы хватило туда поехать и обратно приехать.
Попытки правительства Крыма заморозить цены и введенный запрет на экспорт бензина не принесли желаемого результата. Министерство топлива и энергетики республики также признало нехватку топлива. Стоит отметить, что в конце июля был задержан Сергей Бейм, президент и совладелец крупнейшей крымской сети АЗС «ТЭС». Его арест в рамках расследования дела о мошенничестве в особо крупном размере был связан, в том числе, с вопросами ценообразования на топливо в Крыму.
Ситуация в Приморье
Тем временем в Приморском крае жители сталкиваются с длинными очередями на АЗС. Водители из Спасского района и соседнего Хабаровского края вынуждены возить с собой канистры с бензином. Ситуацию усугубляет федеральная трасса, проходящая рядом, что приводит к скоплению туристического транспорта. Об этом сообщает собственный корреспондент «Российской газеты» в Приморье Андрей Пушкарев:
собственный корреспондент «Российской газеты» в Приморье
По словам Пушкарева, вертикально интегрированные нефтяные компании объясняют дефицит ежегодным наплывом туристов, возвращающихся с юга Приморья в Хабаровск, Якутию и Сибирь. Среди других причин называют массовый ремонт дорог и сложности с доставкой. Независимо от причин, результатом стал повсеместный рост цен: в среднем литр бензина стоит 75-76 рублей и выше.
Сергей, водитель из Хабаровска, подтверждает, что в самом Хабаровске проблем с бензином нет. Однако во время недавней поездки в Приморье он столкнулся с дефицитом:
«В Хабаровске нет проблем, в Приморье ездил на три дня, заправился здесь 92-м бензином, доехал до Черниговки, на заправке написано: «Бензина нет и не будет». На Сибирцево, на АТК «Альянс» нормальная цена, но очередь. Поехал выше, в сторону Владивостока заправка, даю деньги, говорю: «Мне до полного бака», и на моих глазах задирается ценник, 74 рубля 92-й бензин стоит, доехал до Владивостока по трассе. На АТК «Альянс» в основном очереди стоят машины, а так на частных заправках ценник высокий, и не на всех есть бензин, ценник фактически получается чуть ли не в 1,5 раза дороже, никогда такого не бывало, люди всегда ездили, все было».
В связи с ростом цен на топливо ФАС и Минэнерго было поручено провести проверки в регионах, включая Сибирь и Дальний Восток.







