От Чуриковой — к Якуниной: новая жизнь спектакля «Ложь во спасение»

Культурные новости

Анна Якунина возродила роль Инны Чуриковой в постановке «Ложь во спасение».

Известная актриса «Ленкома», полюбившаяся зрителям по роли Нины в сериале «Склифосовский», Анна Якунина взяла на себя ответственную роль в спектакле «Ложь во спасение». Эту партию до последних дней блистательно исполняла прима театра Инна Чурикова. В интервью Анна поделилась своими размышлениями о предстоящей работе, о значимости возрастных ролей и о незримой поддержке великой актрисы.

Анна Якунина исполнила роль Чуриковой в спектакле «Ложь во спасение»
Пресс-служба театра

Когда Анне предложили войти в этот спектакль, она не сразу дала согласие. «Дайте подумать», — сказала она, вспоминая, как видела Инну Михайловну в этой роли, когда та уже была не в лучшей форме, но продолжала работать. После суток раздумий Якунина решила: «Почему бы и нет? Спектакль живой, декорации живые. Я буду играть эту роль в память об Инне Михайловне, с любовью, но абсолютно по-своему, лишь тонко намекая на ее исполнение. Мне кажется, судьба постоянно ведет меня по ее стопам, будто специально предлагая играть ее роли.»

Инна Чурикова очень любила эту постановку. В 2013 году специально для неё известный кинорежиссер и её супруг Глеб Панфилов адаптировал пьесу испанского драматурга Алехандро Касоны «Деревья умирают стоя». Он изменил название на «Ложь во спасение» и кардинально переработал материал, популярный в советских театрах 70–80-х годов. Панфилов сократил количество персонажей, изменил финал и впервые в своих театральных работах использовал четыре экрана на сцене, транслирующие крупные планы героев в режиме онлайн, усиливая драматизм их личных переживаний в сказочном антураже.

Сюжет пьесы рассказывает о сеньоре и сеньоре Бальбоа. Их единственный внук сбился с пути и стал негодяем, за что дед изгнал его из дома. Бабушка двадцать лет тоскует, ожидая вестей. Чтобы спасти супругу от страданий, сеньор Бальбоа придумывает удивительную историю: внук якобы исправился, жив, здоров, счастлив и даже женат. Дальше больше: он нанимает актера из лжефирмы, чтобы тот изобразил «нового» внука перед бабушкой. Так маленькая, казалось бы, безобидная ложь разрастается до огромных масштабов. В трагическом финале появляется настоящий внук, совсем не похожий на идеализированный образ, и требует свою долю наследства.

«Играя сейчас, я сохраняю общий рисунок, созданный Инной Михайловной,» — делится Анна Якунина. Она отмечает, что их дуэт с Сергеем Юшкевичем (играющим роль сеньора Бальбоа, ранее исполняемую Виктором Раковым) получился иным. Чурикова и Раков были в разных возрастных категориях, тогда как Якунина и Юшкевич — ровесники, что позволило привнести в отношения героев больше тепла и любви.

В спектакле есть сцена танго, которую танцевала и Инна Михайловна. Будучи уже в возрасте, она исполняла его очень осторожно, с присущей пожилым людям грацией. «И тогда это было «браво», просто грандиозно! А сейчас, танцуя танго, я чувствую, что использую все возможности хореографии, владея тем, что не всегда доступно драматическим артистам. И я получаю истинное наслаждение от этой сцены,» — рассказывает актриса.

Анна не испугалась вызова, несмотря на то что некоторые актеры из первоначального состава отказались участвовать в обновленной постановке. Она хранит в памяти слова, сказанные ей Инной Михайловной, которые останутся личным секретом. «С этими словами, с этим чувством я играю её роль, словно она меня благословила», — говорит Якунина.

Актриса признается, что довольна возможностью играть возрастные роли, хотя многие её коллеги стараются как можно дольше избегать этого на экране и на сцене. «Честно скажу, сейчас я кайфую, получая удовольствие от этого возраста. Совершенно не боюсь играть бабушек, тем более что у меня есть возможность играть и другие роли. Мой типаж позволяет мне играть и Гертруду в «Гамлете», и на следующий день — бабушку, или Люсю в «Беге». Режиссеры предлагают совершенно неожиданные роли, и я понимаю: возраст многим на пользу.»

Недавно, после одного из спектаклей, Анна зашла в гримерку Инны Михайловны. На столике она увидела две пьесы: «Аквитанская львица» и «Ложь во спасение». «Надо же, как будто специально для меня», — подумала Якунина, ведь она играет обе эти роли. Она прикоснулась к пьесам, помолилась и попросила у великой актрисы всего, что можно.

Автор: Марина Райкина

Константин Белоусов
Константин Белоусов

Константин Белоусов. Экономист-аналитик, работавший в банковской сфере до перехода в журналистику. Одиннадцать лет объясняет сложные экономические процессы доступным языком. Его прогнозы и аналитика высоко ценятся читателями. Особенно интересуется влиянием мировой экономики на российские реалии и развитием финтех-индустрии.

Обзор новостей из мира софта