Открытая реставрация знаковых полотен Генриха Семирадского в ГИМ

Культурные новости

`Процесс

Фото: Марина Чечушкова

Государственный исторический музей (ГИМ) начал масштабные работы по очистке и восстановлению двух знаковых пятиметровых полотен Генриха Семирадского: «Похороны руса в Булгаре» и «Тризна дружинников Святослава после боя под Доростолом». Эти произведения, иллюстрирующие важные эпизоды национальной истории X века, со временем потемнели из-за естественных процессов и загрязнений. Цель реставрации — вернуть им первозданную яркость и красочность.

Для Исторического музея эти картины имеют исключительное значение. Они были заказаны основателем музея, графом Алексеем Уваровым, в 1881 году и уже во второй половине 1880-х годов заняли своё почётное место в постоянной экспозиции.

Ирина Крылова, заведующая мастерской реставрации масляной живописи ГИМ, подчеркнула, что последняя реставрация этих произведений проводилась более 30 лет назад. «Некоторые детали были скрыты под толстым слоем загрязнений, но стали видны, как только мы приступили к работе», — пояснила она, отметив, что это особенно важно для посетителей, рассматривающих монументальные полотна снизу.

Проведённое в прошлом году исследование помогло установить причину накопления пыли на картинах. Оказалось, что при предыдущем восстановлении в лаковый слой был добавлен воск, который под воздействием тепла становился мягким и притягивал частицы пыли.

Особенностью текущих работ является то, что реставрация осуществляется непосредственно в выставочных залах музея. Это даёт уникальную возможность посетителям наблюдать за тонким и кропотливым процессом возвращения к жизни произведений искусства.

«Для нас такая реставрация необычна. Мы привыкли работать в условиях мастерской, за столами», — добавила Ирина Крылова.

Однако руководство музея пошло на этот смелый шаг, разместив строительные леса прямо посреди экспозиции. Причина кроется в огромной значимости этих полотен Семирадского: из пяти тысяч живописных произведений в коллекции музея они считаются одними из самых ценных. Изъятие их из экспозиции на два месяца реставрации было бы нежелательно, поэтому было принято решение сохранить их на местах, тем более, что музей располагал всеми необходимыми условиями и ресурсами для проведения работ непосредственно в зале.

Константин Белоусов
Константин Белоусов

Константин Белоусов. Экономист-аналитик, работавший в банковской сфере до перехода в журналистику. Одиннадцать лет объясняет сложные экономические процессы доступным языком. Его прогнозы и аналитика высоко ценятся читателями. Особенно интересуется влиянием мировой экономики на российские реалии и развитием финтех-индустрии.

Обзор новостей из мира софта