Московский детский музыкальный театр Сац вновь распахнул двери Большого зала после пяти лет реставрационных работ.
Московский государственный академический детский музыкальный театр имени Наталии Сац отпраздновал открытие своего юбилейного, шестидесятого сезона по-особенному – долгожданным возвращением в обновленный Большой зрительный зал после пятилетней реконструкции. Именно здесь состоялось традиционное собрание труппы театра. Масштабная модернизация производственных цехов и мастерских практически завершена, и Большая сцена уже готовится к торжественному дебюту. По заведенной традиции, коллектив собрался в день рождения основательницы театра, Наталии Ильиничны Сац, а честь открыть Большой зал выпала министру культуры РФ Ольге Любимовой.

Здание Театра Сац, признанное памятником архитектуры и ярким образцом советского конструктивизма, с 2019 года функционировало лишь частично. В течение этого периода спектакли проходили на Малой сцене, заблаговременно отремонтированной еще до основных работ, а также иногда в оригинальном фойе Большого зала. В настоящее время завершается реконструкция пространств Большого и Малого фойе, и специалисты ведут пусконаладочные работы. Однако сам Большой зал уже готов принять первых посетителей, которыми пока стали только артисты, сотрудники театра и представители прессы.
Обновленный Большой зрительный зал
Итак, реконструкция приближается к завершению. Что же представляет собой обновленный Большой зрительный зал? Ряды кресел теперь выполнены в синем (первые ряды), зеленом (средние) и красном (последние ряды) цветах.
Важно отметить, что благодаря оптимизации пространства и использованию современных, эргономичных кресел со свободной отклоняющейся спинкой, в зале удалось сохранить прежние 1000 мест. Также была бережно сохранена знаменитая «Волна» — узнаваемый абрис балкона синего цвета, знакомый многим с детства.
Звуковая система, установленная в театре, теперь является одной из самых современных и высококачественных. Шесть ярусов софитов и другого оборудования расположены на глубине 27 метров — это высота самой верхней точки закулисного пространства. С фасада здания это соответствует центральной башне театра, увенчанной всемирно известной скульптурной композицией Синей птицы с золотой лирой – символом Театра Сац. Именно внутри этой башни сейчас установлено уникальное сценическое оборудование.
По последнему слову техники также обновлена инженерная и технологическая инфраструктура театра. Особое внимание уделили Большому залу: проведена его глубокая трансформация, устаревшие комплексы демонтированы, а взамен установлено современное сценическое оборудование, включая новую оркестровую яму и новейшие системы безопасности. Завершено и интерьерное, и техническое оформление уникальных боковых пространств сцены, что превращает ее в полноценную сцену-трансформер.

Особой гордостью театра является значительно увеличенная и углубленная оркестровая яма, почти вдвое превышающая прежние размеры.
«Портик оркестровой ямы опускается в пол, и оркестровая яма становится частью зала, оттуда поднимаются дополнительные ряды кресел, и зал ещё увеличивается. Есть и второй бортик и вторая яма. На сцене установлены новые штанкеты и новые пульты управления. Придется помучиться, будем учиться в ближайшие месяцы управлять этой цифровой техникой», — рассказал на сборе труппы художественный руководитель театра, Президент Ассоциации Музыкальных Театров Георгий Исаакян. Этим летом он отметил 15-летие на своем посту, и его контракт был продлен Министерством культуры еще на 5 лет.
Открывая собрание, Георгий Исаакян выразил глубокую благодарность Министерству культуры Российской Федерации за неоценимую поддержку. Он подчеркнул, что без активного участия Министерства реконструкция никогда бы не состоялась, и на протяжении четырех лет строительства все возникающие проблемы решались оперативно и эффективно.

В своем приветственном слове Министр культуры РФ Ольга Любимова отметила особую радость от скорого завершения глобальной реконструкции такого уникального учреждения, как Детский музыкальный театр. «Мы все очень радуемся вашему возвращению в дом, на родную сцену, – сказала Ольга Борисовна. – Мы радуемся за труппу, которая в ближайшем будущем снова сможет выступать на своей сцене. Мы радуемся за публику театра, детей, которые получат возможность оказаться в этом волшебном месте, в чудесном, обновленном, отремонтированном зале, и увидеть спектакли, созданные с использованием самого нового театрально-сценического оборудования. Мы все очень переживали, пока шла реконструкция, за время которой часть детей уже успела вырасти. Мы все очень хотели скорейшего завершения работ и сейчас бесконечно рады, что оно уже близко».
Министр пожелала коллективу полных залов, творческих успехов и выдающихся художественных открытий. Также она вручила отличившимся артистам и сотрудникам театра грамоты и благодарности от Министерства культуры РФ за значительный вклад и многолетнюю работу. Среди награжденных были премьер балетной труппы, ведущий мастер сцены Иван Титов; артист оркестра Илья Кириличев; концертмейстер по классу вокала Дарья Смирнова; и начальник отдела международного сотрудничества и информации Анастасия Рахманова.
Планы на юбилейный сезон и будущие премьеры
Георгий Исаакян объявил, что поскольку Большая сцена еще официально не открыта, юбилейный сезон начнется 28 сентября в зале «Зарядье». В одном из ведущих академических залов столицы стартуют «юбилейные московские гастроли» Детского музыкального театра имени Наталии Сац. В «Зарядье» солисты оперы и оркестр под руководством главного дирижера театра Артема Макарова представят оперу «Птицы» Вальтера Браунфельса в полу-сценическом воплощении Георгия Исаакяна – это российская премьера прошлого сезона.
«Московские гастроли» продолжатся 3 ноября в рамках Десятого, юбилейного фестиваля музыкальных театров «ВИДЕТЬ МУЗЫКУ», где на сцене РАМТа состоится московская премьера оперы Александра Чайковского по мотивам пьесы Антона Чехова «Три сестры» в постановке Георгия Исаакяна. 6 ноября на сцене Государственного Кремлевского Дворца пройдет грандиозный Гала-спектакль-концерт «Театру Наталии Сац — 60!», посвященный юбилею театра. 21 ноября, в день рождения театра, на Малой сцене состоится праздничный концерт. К юбилею также приурочен выход фильма о Театре имени Наталии Сац на телеканале «Культура» и книги, рассказывающей о шести десятилетиях его истории. Совместно с фирмой «Мелодия» будет выпущен специальный юбилейный диск.
Среди творческих планов на сезон 2025-2026 гг. Георгий Исаакян также упомянул премьеру авторского камерного балета художественного руководителя балета театра Кирилла Симонова «Ящик с игрушками» на музыку К. Дебюсси. Ее премьера состоится на Малой сцене 14 ноября в рамках фестиваля «ВИДЕТЬ МУЗЫКУ».
В 60-м сезоне театр продолжит цикл «RE-Конструкция», который стал одним из самых успешных в его истории. В первой половине сезона в рамках этого цикла запланировано несколько концертов с редкими, мало исполняемыми музыкальными произведениями. В частности, 1 октября пройдет Концерт ко Дню Музыки, а в декабре состоится премьера оперы «Шесть персонажей в поисках сцены» Эдварда Ламберта по мотивам пьесы Л. Пиранделло «Шесть персонажей в поисках автора» в постановке Марии Фомичёвой.
Как стало известно, на этот сезон намечена еще одна балетная премьера – возвращение «Золушки» Сергея Прокофьева. Этот балет, известный как «Балет Победы» (премьера которого состоялась в ноябре победного 1945 года и был первым послевоенным балетом), к сожалению, редко исполняется в Москве. Его нет в репертуаре ни Большого театра, ни Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко, ни «Кремлевского балета». В Театре Сац этот балет уже ставился ранее, но теперь ожидается его новая редакция. По словам Георгия Исаакяна, постановку планируют осуществить на Большой сцене театра, однако точные сроки официального открытия сцены пока неизвестны (в театре еще ведутся заключительные работы в Большом и Малом фойе, в интерьерах входных групп, а также пусконаладочные работы). Поэтому «Золушка» пока официально не была анонсирована на собрании труппы, что станет особым сюрпризом для любителей балета. Премьерные показы ожидаются ближе к окончанию юбилейного сезона.







