Министерство просвещения опубликовало список книг, вызвавших споры о гражданской позиции авторов.
Министерство просвещения представило официальный перечень произведений патриотической направленности, рекомендованных современным российским школьникам для внеклассного чтения. Этот список вызвал оживлённые дискуссии в социальных сетях, подвергаясь критике как со стороны либеральных, так и со стороны патриотических кругов.

Например, некоторые упрекали составителей за недостаточное включение произведений Захара Прилепина и игнорирование Дмитрия Артиса, бывшего участника СВО, который активно позиционирует себя как детский и подростковый писатель (например, его книга «Как настоящий солдат» о мальчике по имени Гоша Победоносцев, пережившем войну).
Тем не менее, в разделе «Zа наших» была рекомендована поэтическая книга другого писателя-добровольца, Алексея Шорохова, что указывает на общую политическую направленность составителей.
Однако заметно, что произведения Прилепина, награждённого орденом Мужества и участвовавшего в боевых действиях в ДНР, включены лишь единожды («Взвод. Офицеры и ополченцы русской литературы»), в то время как книги гражданского писателя Олега Роя упомянуты дважды: в разделах «Великая Отечественная война. Историческая память и традиции» и «Zа наших». В комментариях к обсуждениям отмечалось, что Олег Рой был одним из участников формирования данного списка.
Для проверки этой информации корреспондент обратился к писателю и литературному критику Ирине Лисовой, которая подтвердила причастность Олега Роя, предоставив видеоролик Минпросвещения, где Рой появляется и говорит о писателях-патриотах, пишущих «о великой стране».
Ирина Лисова напомнила, что поручение Президента Владимира Путина, данное по итогам заседания Совета по русскому языку, предписывало включать в списки рекомендованной литературы произведения современных авторов патриотической направленности, учитывая их «высокую художественную ценность и гражданскую позицию».
Реализация поручения проходила поэтапно: задача была передана от профильного ведомства к подведомственному «Институту содержания и методов обучения», который, в свою очередь, обратился к специалистам Российской государственной детской библиотеки (РГДБ). РГДБ сформировала черновой вариант, который затем обсуждался, в том числе с участием Олега Роя, и в итоге был представлен в окончательном виде.
«Список оказался не таким плохим, как мог показаться в черновом варианте РГДБ. Из него исключили писателей, выступивших против СВО, что радует. Однако в списке остались, например, подписантки против СВО Ольга Колпакова и Наталья Волкова. Меня удивляет их присутствие там, учитывая их гражданскую позицию. Саму позицию я не обсуждаю – каждый волен выбирать. Но цель списка литературы для школ – воспитание чувства патриотизма. Каково понимание патриотизма у этих авторов, можно легко догадаться», — выразила недоумение Ирина Лисова.
Главным недостатком перечня Лисова считает недостаточное отражение темы современных героев, приводя в пример «незамеченные» книги Дмитрия Артиса. В качестве положительного момента она выделила включение коллективного поэтического сборника «Поэzия русской зимы», назвав его «срезом времени и живым слепком с него».
Стоит также отметить, что некоторые критики возмущались попаданием в список документальной повести о Великой Отечественной войне «Девятьсот дней мужества» Валерия Воскобойникова (1939–2024), который якобы также что-то не одобрял. Однако, во-первых, к ушедшим авторам применяются иные критерии, а во-вторых, Воскобойников – бесспорный классик, чья жизнь была тесно связана с блокадным Ленинградом, и он говорил о войне как очевидец, в отличие от многих «диванных экспертов».
Похвально, что составители государственных рекомендаций это учли.







