Обсуждение переноса региональных взносов на население и роль самозанятости
Министерство здравоохранения РФ информировало, что к 2026 году ежегодный тариф обязательного медицинского страхования (ОМС), уплачиваемый регионами за неработающих граждан, достигнет примерно 15 тысяч рублей на человека. Ранее Валентина Матвиенко, глава Совета Федерации, предложила рассмотреть возможность возложения части этих выплат на самих неработающих, упомянув при этом сумму в 45 тысяч рублей, что втрое превышает текущий региональный тариф и соответствует среднему размеру взносов, уплачиваемых работодателями за своих сотрудников. Стоит отметить, что актуальность вопроса о взносах за неработающее население, который обсуждается почти ежегодно, снижается. Это связано с уменьшением числа граждан, официально зарегистрированных как безработные, но имеющих неофициальный доход, что объясняется как снижением общего уровня безработицы, так и активным развитием института самозанятости.
По данным Минздрава, проект бюджета Федерального фонда ОМС на 2026 год предусматривает региональные платежи за неработающее население, исходя из тарифа в 15 тысяч рублей на каждого человека. Общая сумма таких отчислений в предстоящем году прогнозируется на уровне 1,251 триллиона рублей, что на 6% выше показателей предыдущего года. Общий объем бюджета ФОМС к 2026 году планируется в размере 4,7 триллиона рублей, при этом расходы составят 4,8 триллиона рублей.
Предложение Валентины Матвиенко, главы Совета Федерации, заключалось в переложении части затрат на ОМС на самих неработающих граждан, при этом она озвучила сумму в 45 тысяч рублей. Такая существенная разница в цифрах обусловлена разницей в применяемых тарифах: 45 тысяч рублей — это средний размер взносов, которые российские компании уплачивают за своих официально трудоустроенных сотрудников, тогда как региональные бюджеты платят за неработающее население по значительно более низкой ставке.
К категории неработающих относятся две основные группы: трудоспособные граждане, которые по различным причинам не заняты на официальной работе, и те, кто объективно не может работать – это дети и подростки до 18 лет, студенты высших и средних специальных учебных заведений, женщины в декретном отпуске, а также пенсионеры.
Численность этой категории граждан в каждом регионе определяется путем вычитания официально трудоустроенного населения из общего числа жителей.
Инициатива председателя Совета Федерации получила поддержку в нескольких регионах. Так, Светлана Енилина, руководитель комитета финансов Санкт-Петербурга, высказалась за введение подобных платежей для неработающих граждан. Она отметила, что в 2026 году Санкт-Петербург планирует выделить 63 миллиарда рублей на страхование неработающего населения, из которых 20,5 миллиарда рублей предназначены для трудоспособных, но безработных жителей города. Ранее аналогичные опасения выражал мэр Москвы Сергей Собянин, заявляя, что столица перечисляет в ФОМС 180 миллиардов рублей за своих неработающих граждан.
Важно подчеркнуть, что в последние годы число неработающих граждан в России значительно уменьшилось. Это, в свою очередь, ослабляет финансовую нагрузку на региональные бюджеты, несмотря на периодическую индексацию тарифов ОМС.
Эта тенденция объясняется несколькими факторами. Во-первых, с середины 2010-х годов, когда начались обсуждения о возможном перераспределении платежей, уровень безработицы в России сократился до исторического минимума, вовлекая в официальную занятость множество ранее не работавших граждан. Во-вторых, внедрение режима самозанятости сыграло ключевую роль в легализации доходов населения, что позволило регионам прекратить отчисления в ФОМС за эту категорию лиц. Согласно Бюджетному кодексу, 37% от налога на профессиональный доход самозанятых направляется в фонд ОМС. Более того, в некоторых регионах, по информации из социального блока правительства, местные власти целенаправленно стимулировали развитие самозанятости для сокращения собственных обязательств по оплате медицинского обслуживания. В результате, по данным правительства, к 2024 году количество граждан с неучтенными доходами сократилось до примерно 6 миллионов человек, в то время как десять лет назад в «сером» секторе могли работать до 15 миллионов.
Однако сохранение столь низкого уровня безработицы в долгосрочной перспективе маловероятно, учитывая тенденции к оптимизации расходов компаний и возможному сокращению штатов из-за автоматизации производственных процессов. Режим самозанятости также может потерять свою привлекательность в будущем, особенно в свете дискуссий о его изменении после 2028 года, вызванных, в частности, низкими социальными отчислениями.