Подведены итоги конкурса «Театральный роман»: победителей объявили в Театре Вахтангова

Культурные новости

Театральный критик удостоен особой награды на престижном конкурсе

На XI церемонии вручения премии конкурса «Театральный роман», которая прошла в Арт-кафе Театра имени Евгения Вахтангова, были объявлены победители. Это событие стало важным для театрального мира.

Григорий Заславский и Нина Шалимова
Григорий Заславский и Нина Шалимова. Фото: Татьяна Иванидзе

Конкурс «Театральный роман» уникален: он единственный в мире посвящен книгам о театре, поддерживая авторов, исследователей, критиков и издателей, которые сохраняют театральную память и способствуют развитию театроведения. В этом году в конкурсе произошли значительные изменения: теперь его организацией занимается Гильдия театроведов, театральных критиков и издателей, созданная ГИТИСом и Союзом театральных деятелей РФ. Она определяет лучших в категориях научных исследований и популярных изданий о театре.

Как отметил ректор ГИТИСа Григорий Заславский, также известный театральный критик, на конкурс поступило 80 заявок. Из них было отобрано 62 книги, изданные в 2023–2024 годах, а в лонг-лист вошли 20 изданий – от фундаментальных научных трудов до мемуаров и прекрасно иллюстрированных альбомов. Из этого списка и была выбрана «великолепная пятерка» лауреатов.

Передача конкурса под эгиду ГИТИСа придала церемонии особую театральность. Вечер открылся мини-спектаклем, сопровождавшим объявление лауреатов. В его канву остроумно вплели бессмертную фразу Белинского «Любите ли вы театр, как люблю его я? Всеми силами своей души…» и музыкально оформили хитами, звучавшими в исполнении народных артисток СССР – Тамары Миансаровой, Нани Брегвадзе, Клавдии Шульженко, Людмилы Зыкиной. Конечно, эти песни исполнили талантливые студенты ГИТИСа.

Экспертное жюри конкурса «Театральный роман» отдало предпочтение следующим работам:

  • «Русская опера на службе у государства» Дмитрия Изотова (Санкт-Петербург)
  • «Театр французского символизма» Вадима Максимова (Санкт-Петербург)
  • «„Евгений Онегин“ П.И.Чайковского: премьерное пятилетие (1879–1884) в зеркале прессы» Анны Виноградовой
  • «„Братья Карамазовы“ на сцене Московского Художественного театра, 1910» авторства Екатерины Кеслер, Ольги Егошиной и Светланы Васильевой
  • Два тома, посвященные наследию В.Э. Мейерхольда, в частности, его знаменитому спектаклю «Ревизор» (подготовка сценического текста, редакторы-составители и авторы комментариев Олег Фельдман и Вадим Щербаков)
Григорий Заславский, Марина Райкина и Кирилл Крок
Григорий Заславский, Марина Райкина и Кирилл Крок. Фото: Татьяна Иванидзе

Помимо основных наград, эксперты отметили специальными призами еще три выдающиеся работы:

  • «Новая Британская сцена 1997–2019» Галины Коваленко
  • «А.Н.Островский. Летопись жизни и творчества» (автор-составитель Ирина Едошина)
  • Два выпуска альманахов «Мнемозина. Документы и факты из истории отечественного театра ХХ века» Владимира Иванова

Неожиданным, но заслуженным стал четвертый спецприз «За вклад в развитие литературы в области театра», который был вручен театральному обозревателю Марине Райкиной.

Константин Белоусов
Константин Белоусов

Константин Белоусов. Экономист-аналитик, работавший в банковской сфере до перехода в журналистику. Одиннадцать лет объясняет сложные экономические процессы доступным языком. Его прогнозы и аналитика высоко ценятся читателями. Особенно интересуется влиянием мировой экономики на российские реалии и развитием финтех-индустрии.

Обзор новостей из мира софта