В условиях резкого скачка оптовых цен на бензин, вызванного серией аварий на нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ), российское правительство приняло решение о продлении ограничений на экспорт топлива. Полное эмбарго, распространяющееся и на крупных производителей, будет действовать в течение сентября, а в октябре, возможно, будет касаться только трейдеров, нефтебаз и малых предприятий.
Вице-премьер Александр Новак одобрил предложение Министерства энергетики о продлении запрета на экспорт бензина на весь сентябрь, применительно ко всем производителям. Это решение было озвучено пресс-службой правительства после заседания штаба по вопросам стабилизации внутреннего рынка нефтепродуктов, состоявшегося 14 августа. Для компаний-трейдеров, владельцев нефтебаз и НПЗ с годовым объемом производства менее 1 миллиона тонн бензина, запрет может быть продлен и до конца октября.
Помимо этого, Александр Новак поручил Министерству энергетики и Федеральной антимонопольной службе (ФАС), в сотрудничестве с Петербургской международной товарно-сырьевой биржей, разработать долгосрочные стратегии для стабилизации оптовых цен на рынке.
Напомним, что в конце июля, в ответ на рост биржевых котировок, правительство уже вводило ограничения на экспорт бензина до 31 августа текущего года. Эта мера касалась крупных производителей, чьи объемы производства бензина превышали 1 миллион тонн в год. Ранее экспортные ограничения применялись только к трейдерам, нефтебазам и небольшим заводам.
Однако, несмотря на принятые меры, в начале августа оптовые цены на бензин продолжили стремительный рост, что было связано с серией аварий на НПЗ. К 12 августа стоимость бензина АИ-95 на Петербургской бирже достигла рекордных 80,51 тысячи рублей за тонну в европейской части России, а АИ-92 — 70,48 тысячи рублей за тонну. Цена на АИ-92 почти приблизилась к максимальному значению сентября 2023 года (70,52 тысячи рублей за тонну).
Положительная динамика наметилась 13 августа, когда оптовые цены на бензин начали снижаться. В тот же день Минэнерго объявило о мерах по стабилизации цен путем увеличения предложения. К 14 августа стоимость АИ-92 на Петербургской бирже уменьшилась на 0,15% до 69,96 тысячи рублей за тонну, а АИ-95 — на 0,13% до 78,09 тысячи рублей за тонну.
Мнения экспертов рынка
Ринат Фаттахов, вице-президент Российского топливного союза, подчеркивает, что любые регулятивные меры на рынке товарных поставок, включая экспортные запреты, проявляют отложенный эффект из-за особенностей отрасли. По его словам, хотя продление ограничений на сентябрь не вызывает мгновенного снижения котировок, оно способствует повышению предсказуемости рынка и упрощает планирование закупок, что является важным позитивным фактором в текущих условиях.
Бахтин объясняет это тем, что, в отличие от 2024 года, дефицит предложения этим летом совпал с периодом высокого потребления. Производство топлива ограничено не только плановыми ремонтами на таких НПЗ, как Омский, Куйбышевский и Новокуйбышевский, но и внеплановыми остановками.
Максим Дьяченко, управляющий партнер трейдера «Пролеум», указывает, что после введения запрета объём предложения на рынке существенно не увеличился. Однако он добавляет, что без эмбарго ситуация была бы значительно сложнее, так как в сезон повышенного спроса внеплановые остановки НПЗ создают серьёзные проблемы для участников рынка. Дьяченко выражает мнение, что при отсутствии новых аварийных ситуаций на мощностях рынок сможет стабилизироваться к концу сентября.
По оценке Кирилла Бахтина, решение о продлении экспортных ограничений для крупных производителей на октябрь будет зависеть от динамики цен в первой половине сентября. Он считает логичным продление запрета, если средняя оптовая цена бензина в августе лишь незначительно превысит июльские показатели. Аналитик предполагает, что желаемой целью властей является возвращение цен к уровню начала июня, когда АИ-92 стоил 57,31 тысячи рублей, а АИ-95 — 60,98 тысячи рублей за тонну на Петербургской бирже.
Дополнительные меры поддержки
На фоне обострения ситуации на топливном рынке правительство также рассматривает возможность расширения механизма демпферных выплат для нефтяных компаний. Государственная Дума планирует рассмотреть предложения правительства по корректировке параметров топливного демпфера после начала осенней сессии в сентябре, как сообщил 14 августа заместитель председателя комитета Госдумы по энергетике Юрий Станкевич. По информации источников, диапазон демпферных выплат может быть увеличен на 5 процентных пунктов: до 15% для бензина и 25% для дизельного топлива. Собеседники в отрасли указывают, что власти могут утвердить повышение порога отклонения оптовых цен на топливо с 1 августа, чтобы нефтяные компании не потеряли субсидии за этот месяц. По данным Минфина, за первую половину 2025 года нефтекомпании получили 544,7 миллиарда рублей в рамках этого механизма.







