Москва прощается с выдающейся актрисой Ниной Гуляевой.
Московский Художественный театр имени А.П. Чехова скорбит по своей старейшей актрисе Нине Гуляевой, ушедшей из жизни в возрасте 94 лет. Вся её профессиональная жизнь была посвящена этому театру, где она служила вместе с супругом, народным артистом СССР Вячеславом Невинным, и сыном Вячеславом. Её путь был полон искренней любви и заслуженного признания.

Церемония прощания проходила в фойе театра. Возможно, это связано с тем, что последние пять лет Нина Ивановна уже не выходила на подмостки, или с другими организационными моментами. Однако вся её жизнь была неразрывно связана с Художественным театром, который она безмерно любила, и который отвечал ей взаимностью. В молодости Нина Гуляева была миниатюрной, энергичной и голосистой, напоминая озорного подростка. Её амплуа травести открыло перед ней множество ярких ролей.
Будучи ещё студенткой третьего курса Школы-студии МХАТ, Нина Гуляева блестяще исполнила роль маленького Серёжи в спектакле «Анна Каренина». Её герой, стоя в кроватке, трогательно тянулся к матери, роль которой исполняла великая Алла Тарасова, сразу взявшая юную актрису под свою опеку. Именно эта «мальчишеская» роль стала для Гуляевой счастливым пропуском в труппу Художественного театра.
Впоследствии она создала незабываемый образ Суок в «Трёх толстяках». Её пластика цирковой танцовщицы, изображающей куклу наследника Тутти, была настолько убедительной, что зрители воспринимали её как настоящую дорогую куклу, когда она пряталась в коробке. Лишь немногие знали секрет: все звуковые эффекты — скрипы, щелчки и другие движения старинной куклы — создавал её муж, Вячеслав Невинный.
Затем последовала роль Шурки в культовом спектакле «Егор Булычёв и другие», после которой Нину Гуляеву признали выдающимся мастером, заслуживающим высших званий. В 38 лет она стала народной артисткой России, блестяще воплощая образы молодых и зрелых женщин: Валерия в «Утиной охоте», Зоя Самохина в «Сталеварах», Дарина в «Тартюфе», Полина Андреевна в «Чайке» и многие другие.
Такие мэтры, как Ливанов, Ефремов и Эфрос, ценили работу с Ниной Гуляевой, и в соавторстве с ними она создала впечатляющую коллекцию театральных образов. Даже в ролях серьёзных, страдающих от несчастной любви героинь, а позже — тётушек и бабушек, в её игре нет-нет да и проскальзывали искры того озорства и бесшабашности, присущие мальчишкам и девчонкам, которых она играла в юности. Нина Ивановна была необыкновенно многогранна на сцене МХАТа, которому отдала всю свою жизнь. Здесь она обрела и личное счастье: её мужем стал актёр Вячеслав Невинный, а сын Вячеслав также продолжил актёрскую династию. Однажды вся семья, вместе с другой знаменитой мхатовской династией Юрских, выступила в спектакле «Блаженный остров», устроив настоящий фейерверк эмоций.
В последние годы количество ролей значительно сократилось. Нина Ивановна мечтала о бенефисе и не теряла надежды на его проведение. Несмотря на то, что при Олеге Табакове (который обещал) и при Сергее Женоваче бенефис так и не состоялся, она не роптала. Однако ей удалось сыграть в «Белых ночах», где её появление на сцене стало настоящим бенефисом.
Евгений Миронов оказал поддержку старшей коллеге, пригласив её в спектакль «Дядя Ваня», который ставил Стефан Брауншвейг в Театре Наций. Роль няньки Марины, которую она впервые сыграла под руководством Ефремова во МХАТе, стала последней в её актёрской карьере.
«Даже когда бабушка уже не могла выходить из дома, она продолжала репетировать в одиночестве, постоянно повторяя тексты и веря, что ещё выйдет на сцену, — поделилась внучка актрисы Иветта Невинная. — Бабушка не сдавалась даже после трёх операций. Когда мы навестили её в больнице, она, только что перенесшая реанимацию и не способная говорить, написала на листке: „Немедленно домой!“ Она оставалась бойцом до самого конца».
Проводить актрису в последний путь пришли многие известные деятели культуры, среди которых Станислав Любшин, супруги Киндиновы, Авангард Леонтьев (который провёл церемонию), Марина Брусникина, художественный руководитель театра Константин Хабенский, Алексей Агапов, Алла Сигалова, Артём Быстров, Арам Арашунян и другие.
В окружении венков и цветов, она покоилась в гробу — хрупкая, словно ребёнок. Эта истинно театральная душа, которая не мыслила жизни без сцены, без костюмов и грима, лежала теперь тихо и смиренно. Завершился её путь на подмостках, где почти 70 лет звучал её неповторимый голос.







