«Морское сражение в Мессинском проливе» — уникальное пополнение коллекции музея.
В Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина продолжается цикл эксклюзивных моновыставок «Новые шедевры Пушкинского», где посетителям предлагается ознакомиться с одним произведением из последних поступлений в музейный фонд. Четвёртым экспонатом в этой серии стала монументальная гравюра «Морское сражение в Мессинском проливе», выполненная Франсом Хейсом по эскизу Питера Брейгеля Старшего, которая совсем недавно вошла в собрание музея.

Каждая из выставок этого цикла имеет продолжительность всего две недели и посвящена одному недавно приобретённому произведению. Ранее были представлены древнеегипетский магический жезл, предназначенный для защиты от злых духов, а также «Портрет офицера» кисти Николая де Ларжильера, выдающегося мастера французского барокко.
Фонды музея регулярно пополняются, однако не все новые поступления сразу становятся частью постоянной экспозиции, ожидая своей очереди в запасниках. Проект «Новые шедевры Пушкинского» даёт возможность широкой публике увидеть эти уникальные предметы, заслуживающие особого внимания, и соотнести их с контекстом уже существующих музейных коллекций.
Представленная гравюра, созданная Франсом Хейсом на основе рисунка Питера Брейгеля Старшего, впервые была опубликована Иеронимом Коком в середине XVI века. Позже она получила дополнительную известность благодаря двум переизданиям. Текущий оттиск, датированный 1632 годом, выпущен амстердамским издателем Янсом Висхером. Несмотря на то что это не самый ранний вариант, исключительная редкость и превосходная сохранность этого экспоната делают его приобретение, состоявшееся всего полтора месяца назад, чрезвычайно значимым для музея.
Известно, что гравюра выпускалась ограниченными тиражами, предположительно из-за её внушительного размера, что, вероятно, и способствовало её хорошей сохранности до наших дней. Произведение состоит из двух отдельных листов, отпечатанных с разных досок и аккуратно склеенных. Место соединения листов до сих пор различимо невооружённым глазом.
Исторический контекст гравюры
Особый интерес вызывает историческая основа произведения. Композиция гравюры опирается на зарисовки, сделанные Брейгелем Старшим во время его путешествия по Италии. Перед зрителем разворачивается масштабная панорама Мессинского пролива, заполненная многочисленными кораблями и детализированными элементами. Существует предположение, что гравюра может изображать событие 1552 года — эпизод Итальянской войны, где противостояли итальянский и франко-турецкий флоты. Было ли это событие непосредственно увидено самим художником, остаётся неизвестным.
Примечательно, что исторический сюжет здесь переплетается с мифологическим толкованием, что вполне соответствовало художественным тенденциям того времени. Латинская надпись в правом углу гравюры отсылает к античности, упоминая Тринакрию — древнее название Сицилии, мифическую Скиллу, а также изображает извержение вулкана Этны. Более глубоко ознакомиться с гравюрами и деятельностью издательства Иеронима Кока можно на выставке «Не только Брейгель», где представлены работы не только Брейгеля Старшего, но и других выдающихся европейских мастеров. Эта экспозиция служит логическим продолжением демонстрации гравюры из цикла «Новые шедевры Пушкинского».







