Россия — Иран — 2:1

Сборная России успешно провела первый октябрьский матч, обыграв команду Ирана со счетом 2:1. Несмотря на положительный результат, к качеству игры возникли вопросы, хотя общее впечатление от встречи осталось благоприятным.

Футбольный матч между сборными России и Ирана

Российская сборная одержала непростую, но уверенную победу над сильным иранским соперником со счетом 2:1. В стартовом составе команды вышли шесть игроков, находящихся под руководством Карпина в клубах «Ростов» и «Динамо». Вся линия обороны была представлена: Вахания, Мелехин, Осипенко, Сильянов. В центре поля действовали Глебов и Антон Миранчук. Капитанскую повязку вновь доверили вратарю Сафонову, который уже носил её в июньском матче с Нигерией. За атакующий потенциал команды отвечали Батраков, Глушенков, Бакаев и Воробьев – как бывшие, так и нынешние звёзды «Локомотива». Их ставка на скорость и мастерство сработала на 22-й минуте, когда Антон Миранчук-младший отдал прекрасный проникающий пас на Воробьева. Дмитрий умело воспользовался моментом, изящно перебросив мяч через голкипера, открыв счет – 1:0.

Экс-наставник «Химок», «Анжи» и «Кубани» Александр Григорян в эфире «Матч Премьер» отметил великолепную атаку сборной России, но выразил обеспокоенность по поводу оборонительных действий:

«Что касается оборонительных действий, здесь индивидуальные ошибки, связанные с технической оснащенностью и абсолютной беспомощностью всех наших защитников в игре один на один к отбору мяча. И дриблеров в РПЛ мало. Что касается атакующих действий, мне очень понравилось, как Карпин выстроил атаку в билдапе, то есть в развитии атаки. Глебов становится третьим центральным защитником. А опорником становится Батраков. И иногда с ним сдваивает позицию Миранчук. А «десяткой» становится сдвигающийся с правого фланга Глушенков. И вот эта конструкция очень эффективно работает».

Критические замечания Григоряна об обороне прозвучали в перерыве и оказались весьма точными: в начале второго тайма гости воспользовались брешами в защите хозяев. Хавбек Годдос, выступающий в английской Премьер-лиге, оставшись без опеки, завершил контратаку результативным пасом на Хоссейнзаде. Российская команда вновь включила высокие обороты, и атака снова сработала гениально. После подбора мяча Батраковым и его удара из-за пределов штрафной на 70-й минуте был забит победный гол, установивший окончательный счет 2:1. Победа была достигнута, однако соперник не играл на максимальных скоростях, поскольку хозяева поля, к сожалению, оказались не полностью готовы к быстрым атакам. В этом матче также состоялись дебюты спартаковца Наиля Умярова и «бровочника» из «Балтики» Мингияна Бевеева. Самое важное – беспроигрышная серия россиян достигла 21 матча.

Следующий матч сборной России в рамках октябрьского сбора состоится во вторник, 14 октября. На стадионе имени Льва Яшина, который на международных играх носит название «ВТБ Арена», российская команда примет сборную Боливии. Начало встречи запланировано на 20:00.


Растущий спрос на русскоязычные книги в Европе

За последний год продажи русскоязычных книг в Европе выросли на 30%, при этом доля европейского рынка в общем объеме экспорта достигла 20%. Этот рост объясняется активизацией русскоязычной диаспоры и расширением партнерской сети.

Книги на русском языке в европейском магазине

Издательская группа «Эксмо-АСТ» информировала Бизнес ФМ, что продажи в странах Европы увеличились на 30% за год, и теперь этот регион занимает 20% в общем объеме зарубежных поставок. Казахстан остается лидером по импорту, тогда как продажи в Белоруссии у «Эксмо-АСТ» показали снижение. В этом году группа также начала продажи в Южной Корее.

Директор по стратегическим коммуникациям издательской группы «Эксмо-АСТ» Екатерина Кожанова разъяснила причины возросшего интереса к русскоязычным книгам:

Екатерина Кожанова
Екатерина Кожанова, директор по стратегическим коммуникациям издательской группы «Эксмо-АСТ»
«Экспорт книг на русском языке в издательстве «Эксмо» вырос на 5%. В денежном выражении лидируют Казахстан, Европа, Белоруссия, США, Молдавия. Продажа книг за рубеж, естественно, связана с тем, что за рубежом проживают наши сограждане, которые хотят покупать книги на русском языке в бумаге, и, как правило, их выбор основывается практически на тех же бестселлерах, которые лидируют и в России. Киргизия, Белоруссия, например, снизили объемы продаж. Это связано с развитием маркетплейсов Ozon и Wildberries. Покупатели напрямую заказывают там, где действует местный ретейл и местные маркетплейсы, там мы наращиваем продажи. Динамика действительно высокая. Это связано в первую очередь с тем, что подключаются новые оптовые партнеры, запускаются ретейл-партнеры, которые интересуются книгами на русском языке. Мы ежегодно наращиваем количество этих партнеров».

Издательство «Альпина» также подтвердило рост зарубежных продаж русскоязычных книг, связывая его, в частности, с волной эмиграции в 2022-2023 годах. Однако главный редактор «Альпина нон-фикшн» Павел Подкосов отметил, что в 2025 году продажи за рубежом у компании немного снизились по сравнению с предыдущим периодом.

Павел Подкосов, главный редактор издательства «Альпина нон-фикшн»
«С 2022-го по 2024 год не только Европа, а все вообще зарубежье очень сильно росло. То есть продажи там увеличивались везде — и в Европе, и в Штатах, и в Британии, и в СНГ, и в Грузии, и в Армении. То есть все было очень хорошо, но если смотреть на сегодняшний день и сравнивать, например, девять месяцев 2025 года к девяти месяцам 2024-го, то в Казахстане продажи немного падают, примерно на 10%, но там был действительно очень большой рост, поэтому это падение с очень высокой базой. По Европе, США и Британии есть небольшой рост. Если брать девять месяцев 2025-го к аналогичному периоду 2024-го, то рост примерно 5-7% составляет. Мне кажется, что покупатели наших книг за рубежом — это, во-первых, эмиграция, которая покупает не очень много бумажных книг, потому что они, как я понимаю, находятся в ситуации переездов и так далее. И скорее они потребители электронной продукции, аудиокниг. Вторая часть — это русскоязычные, которые живут там долго, давно, они стабильно интересуются, это некое лояльное ядро. Они постоянно покупают книги, но это не очень большое количество».

Представитель «Альпины» также сообщил об успешном запуске продаж в Арабских Эмиратах, где книги на русском языке демонстрируют хорошие показатели, подтверждая перспективность этого рынка.


Исторический дом-коммуна «Ворота коммуны» в Москве продан за 520 млн рублей

Известный как «Ворота коммуны» дом эпохи авангарда в Москве, расположенный на улице Лестева в районе Шаболовки, был продан банком «Дом.РФ» за 520 млн рублей. Это здание 1920-х годов является объектом культурного наследия и несет в себе отпечатки как дореволюционного, так и советского времени.

Дом «Ворота коммуны» в Москве

Экспериментальный комплекс зданий был выставлен на торги в начале сентября. За право стать собственником объекта боролись три претендента. Новым владельцем стал индивидуальный предприниматель Паруйр Шабазян.

Прежде чем начать пользоваться новой собственностью, победителю аукциона предстоит провести работы по реставрации и сохранению объекта.

Москвовед и историк Андрей Тутушкин рассказал об истории здания:

Андрей Тутушкин, москвовед, историк
«Во-первых, это одна из первых коммун, причем проект получился не только экспериментальный, но еще и гибридный. Одно крыло — это дом-коммуна, а второе крыло — это отдельные квартиры, причем достаточно крупные. Эксперимент длился много лет, потом здание надстроили, было много изменений, но здание очень тщательно изучено. В Музее авангарда на Шаболовке целая стена посвящена этому дому, там есть и двери, и ручки — все из этого дома. Поэтому, конечно, было бы круто, если бы нынешний собственник это тоже учел. Самое важное — максимально сохранить из интерьера все, что там еще осталось, потому что многие еще не понимают ценность 1920-х годов. Дореволюционную недвижимость люди уже вроде как стали ценить, а это, мол, рабочий поселок, все скромно. Но тут как раз дом нэповский, то есть это уже новая экономическая политика, но еще до первой пятилетки, и многие технологии используются дореволюционные либо не совсем еще советские. В этом доме были холодильники — встроенные шкафы, где циркулировал холодный воздух, эти отверстия сохранились на фасаде, я на экскурсиях даже показывал, потому что это редкая деталь, в основном только в 1920-х годах такое было».

Новый собственник приобрел здание с обязательствами по его сохранению, что предполагает значительные работы и затраты. Тем не менее, уже сейчас очевидно, что наилучшим использованием для этого объекта будет жилое назначение. Возможно, по аналогии с домом Наркомфина, здесь появятся элитные квартиры с уникальными особенностями эпохи, что только увеличит их стоимость. Комментирует член совета директоров Simple Estate Артем Цогоев:

Артем Цогоев
Артем Цогоев, член совета директоров Simple Estate
«Я думаю, что под предметом защиты прежде всего имеется в виду само здание, его внешние контуры. Скорее всего, нельзя будет изменить этажность. Возможно, есть какие-то объекты внутри, которые являются предметом защиты. Но я думаю, что в рамках того объекта, который есть, можно будет полностью сделать реконструкцию этого объекта. Так как это жилое здание, это предполагает, скорее всего, замену кровли, это предполагает замену перекрытий. В доме есть лифты, но их тоже придется менять. Единственное, что, скорее всего, там нельзя будет менять, — расположение окон. Нельзя будет, естественно, сносить здание или его части. Самый рентабельный проект с учетом места — это приспособление дома под жилье и продажи жилых квартир. Есть некоторые проблемы, связанные с тем, что у этого объекта нет и, возможно, никогда не будет подземного паркинга. И каким-то образом эту проблему нужно будет девелоперу решать».

«Ворота коммуны» были построены в 1927 году. В 1940-е годы здания были перестроены, к ним добавили два этажа. В XXI веке дом расселили, признав аварийным, однако ремонтные работы за этим не последовали до момента его недавней продажи.


MTV прекращает вещание в Европе: конец эпохи музыкальных телеканалов

К концу 2025 года телеканалы MTV прекратят вещание в Великобритании, Германии, Польше и других европейских странах. Это решение обусловлено тем, что музыкальные телеканалы не выдерживают конкуренции с платформами вроде YouTube и социальными сетями.

Логотип MTV

Первой о закрытиях сообщила британская вещательная корпорация ВВС. С 31 декабря в Великобритании прекратят работу все специализированные каналы MTV: MTV Music, MTV 80s, MTV 90s, Club MTV и MTV Live. Продолжит функционировать только флагманский MTV HD, который в основном транслирует реалити-шоу.

Решение о прекращении вещания связано с падением аудитории музыкальных каналов, поскольку всё больше зрителей предпочитают YouTube и TikTok для просмотра видеоклипов. Аналогичные меры приняты в странах Центральной, Восточной Европы и Бенилюкса (Бельгия, Нидерланды, Люксембург), как отмечает Broadband TV News.

Телеведущая, журналист и бывший генеральный директор «MTV Россия» Яна Чурикова рассуждает о том, как легендарный музыкальный канал пришел к такой ситуации:

Яна Чурикова, телеведущая, журналист и бывший гендиректор «MTV Россия»
«Речь идет не только о каналах, связанных с MTV, но и вообще о так называемых фланкерах — тематических каналах Paramount, которые были связаны не только с MTV, а еще и с Nickelodeon и Comedy Central. То есть это пачки тематических каналов, которые создавались для того, чтобы переупаковать тот объем контента, который производился компанией в 2000-е и 2010-е. Грубо говоря, пережевать, перепродать и еще раз заработать на этом контенте — это нормальная политика для всех подобных компаний в начале XXI века. Но сейчас другое время, и эпоха давно ушла, если возвращаться конкретно к MTV. И если говорить о музыке на телевидении, пусть даже на тематическом, необходимость в ней отпала с появлением стримингов, видеохостингов, поэтому все это довольно закономерно. Представьте себя не в качестве зрителя, а в качестве руководителя такой компании, когда нужно сократить издержки в эпоху, когда все то, что было создано ранее, уже просто неэффективно с точки зрения бизнеса. Это отключение вполне можно назвать веерным, потому что это несколько стран и пачки тематических каналов. Поэтому, с одной стороны, это оправданное бизнес-решение. С другой стороны, почему только сейчас? Можно было от этого всего избавиться сильно раньше».

Музыкальный критик и автор телеграм-канала «Русский шаффл» Олег Кармунин считает, что интерес к традиционному музыкальному телевидению умер уже давно:

— Музыкальное телевидение умерло в тот момент, когда с MTV пропала надпись Music Television. Случилось это лет десять назад, может, даже больше. Я помню, что это была большая новость. Все обсуждали, что MTV — это теперь какие-то непонятные три буквы. Сейчас, мне кажется, музыкальное телевидение — это то, что играет в каких-то барах, когда ты сидишь, пьешь кофе и на фоне висит телевизор, что-то играет. Музыкальное телевидение существует в интерьерном формате. Конечно, уже давным-давно это не тот культ, когда случается премьера клипа, все ее обсуждают, все смотрят музыкальное телевидение в надежде увидеть клип любимого артиста, потому что клип любимого артиста ты можешь посмотреть в течение двух секунд на YouTube или в «VK Видео» — как угодно.

— MTV в свое время выстрелил именно трансляцией клипов. Сейчас же почти вся аудитория ушла в YouTube, а молодая — в TikTok. Как вы считаете, в таких условиях долго ли проживет формат самих музыкальных клипов?

— Формат музыкальных клипов живет замечательным образом в основном за границей. За границей до сих пор активен YouTube, в отличие от России. И там, мы насколько можем судить, постоянно выходят шедевральные, грандиозные музыкальные клипы. Недавно вышел клип у Сабрины Карпентер. Он как кинематограф сделан. Снят в духе Тарантино, «Джанго освобожденный». В последнее время в России мало каких-то выдающихся клипов. В России почему-то эпоха клипов ушла. Все снимают на iPhone то, что мы видим на RU.TV и «Муз ТВ». Это, как правило, не клипы, которые все обсуждают. Тем не менее молодые артисты продолжают что-то выкладывать на YouTube. Но в мире клипы не умирают. Выход нового альбома, нового сингла все музыканты по-прежнему сопровождают музыкальным видео.

MTV был запущен в США в 1981 году, изначально транслируя исключительно музыкальные клипы и концерты. Европейское ответвление начало работу в 1987 году, а в Великобритании канал появился в 1997 году.

Сейчас MTV принадлежит холдингу Paramount, который в последнее время переживает финансовые трудности из-за сокращения аудитории традиционного телевидения. В прошлом году Paramount сократил около 15% своего штата сотрудников.


Заливное возвращается в мировую кулинарную моду

Издание The New York Times, ссылаясь на ведущих шеф-поваров и историка кулинарии Кена Альбала, утверждает, что заливные блюда вновь набирают популярность. Это происходит на фоне развития кулинарных технологий и стремления поваров к созданию невероятно выглядящих кулинарных произведений.

Изысканное заливное блюдо

Заливные блюда позволяют поварам продемонстрировать свою креативность и мастерство при относительно скромном бюджете, и эти блюда пользуются популярностью среди американцев, как отмечает The New York Times.

Холодец был известен с древних времен всем народам, занимающимся животноводством. Однако охлажденным бульоном из хрящей и других субпродуктов, богатых коллагеном, заливали не только мясо. Рецепт бесконечно изменялся, в него входили морепродукты, грибы, рыба, вареные яйца и салаты. В 1950-х годах американские домохозяйки стали готовить быстрые студни с помощью желатина, не требующие длительного вываривания.

По словам модного австралийского шеф-повара Криса Юйлла, чьи заливные сегодня напоминают скульптуры, популярность этих блюд растет. Его куриный салат — это, по сути, холодец, но он выглядит как золотистый кирпичик из гороха и мусса из оливкового масла, украшенный цельной зеленой фасолью и спаржей, — и всё это залито желе из куриного консоме с бальзамическим уксусом.

А 21-летний су-шеф Артур Байергант создал версию с белой спаржей на вегетарианском бульоне из карамелизированного лука-шалота. 31-летний лондонский шеф-повар Мэтью Райл использует бульон из говяжьей голени, костного мозга, свиных ножек, отварной птицы и говяжьего языка, томлёного с луком-шалотом, чесноком и эстрагоном. Всё это, прежде чем вылить в форму с яйцами всмятку, кубиками колбасы, говяжьего языка и рубленой зелени, он приправляет мадерой.

Насколько сегодня популярны вариации холодца в России? Шеф-повар ресторана «Матрешка» Владислав Пискунов комментирует:

Владислав Пискунов, шеф-повар ресторана «Матрешка»

— И студень, и заливное с каждым годом все меньше популярно среди русских. Молодежь не очень жалует эти блюда. Но среди людей 40+ по-прежнему и студень, и заливное очень популярны.

— Какие варианты рецептов этого блюда сейчас существуют?

— Поскольку в мясных продуктах коллагена гораздо больше, гораздо проще сделать студень. А из рыбы чаще готовят заливное: берут рыбный бульон или уху, добавляют туда желатин и заливают какую-то рыбу. Иногда добавляют морепродукты, крабов например. Студень же чаще всего делается из говядины, иногда добавляется свинина. Есть еще новороссийский вариант, когда готовится с птицей, из петуха например.

В ресторанах русской кухни самая дорогая и необычная версия холодца сегодня — в виде крабовой фаланги с клешней, рассказывает Александр Сысоев, автор телеграм-канала «СысоевFM», совладелец ресторанов в России и ОАЭ, владелец гида Greatlist.ru:

Александр Сысоев, автор телеграм-канала «СысоевFM», совладелец ресторанов в России и ОАЭ, владелец гида Greatlist.ru

— Мы сейчас три месяца привозили с гастролями в Москву лучшие рестораны Дубая. И, конечно же, мы водили их по ресторанам русской кухни, где они пробовали холодец из мяса, с крабом, с рыбой и прочим. У всех он вызывал интерес. Половина команд восприняла его на ура, половина сказала, что это необычно. Но, наверное, для них очень непривычно, поэтому то, что блюдо стало популярным в других странах, я считаю, это здорово.

— С чем обычно его заказывают?

— Самое классическое сочетание — с хреном, с крепкими алкогольными напитками. Водка, грибочки, соленья сочетаются идеально.

В меню самых известных столичных ресторанов русской кухни сегодня представлены такие варианты, как холодец из бычьих хвостов, свиных ушей, подаваемый со сливочным хреном или горчицей. Также предлагаются заливные блюда из муксуна и краба с хреном, или из щуки, судака и лососины под хреном. Стоимость этих блюд обычно не превышает 2 тысяч рублей.


Россия ввела ограничения против Renault: символический жест или реальные последствия?

Правительство России включило французский концерн Renault в перечень юридических лиц, участвующих в военно-техническом сотрудничестве, в отношении которых действуют ограничения. Эксперты, опрошенные Бизнес ФМ, считают эту меру скорее символической, поскольку сам концерн покинул РФ более трех лет назад. Тем не менее, последствия такого решения могут наступить, и заметят их прежде всего владельцы машин Renault.

Логотип Renault

Российские власти ведут перечни как компаний, в отношении которых введены простые ограничения, так и компаний, связанных с военно-промышленным комплексом недружественных стран. Теперь федеральным, региональным и муниципальным структурам России, а также российским физическим и юридическим лицам будет запрещено совершать с Renault и её дочерними компаниями сделки, в том числе внешнеторговые.

Постановление также освобождает контрагентов Renault от исполнения финансовых и контрактных обязательств перед французской компанией.

Генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности, профессор Финансового университета Константин Симонов рассуждает о цели введения санкций и возможных последствиях:

Константин Симонов
Константин Симонов, генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности, профессор Финансового университета
«Я вижу в этом исключительно символическую меру, потому что компания Renault давно уже никакой деятельности в России не ведет. Она одна из первых покинула Российскую Федерацию, это еще было в 2022 году. О возвращении в Россию никаких заявлений не делалось. А вот намерение принять участие в производстве военной техники в рамках программы превращения Европы в «стального дикобраза» компания заявляла. Кстати, достаточно громкая история была во Франции. Тема достаточно чувствительна в контексте прошлого компании Renault. И даже во Франции заявление компании о намерении вернуть военные проекты вызвало определенное возмущение. И я даже знаю случаи увольнения французских рабочих по этим мотивам, мол, мы не собираемся работать в компании, которая участвует в военных проектах, мы приходили работать в мирную компанию. Эта история, естественно, дошла и до российского правительства. И правительство решило показать, что оно тоже вводит отдельные, дополнительные ограничения. Хотя не совсем понятно, какие могут быть отношения…»

Артемий Захаров
Артемий Захаров

Артемий Захаров. Программист по образованию, журналист по призванию. Девять лет освещает IT-индустрию, от стартапов до корпораций. Особенно интересуется влиянием новых технологий на повседневную жизнь людей. Лично тестирует большинство программных продуктов перед написанием обзоров. Считает программное обеспечение новой формой искусства современности.

Обзор новостей из мира софта