Сериал «Чистые руки»: Шпионаж, аморальность и антисоветские мотивы

Культурные новости

Анализ достоинств и недостатков ретро-драмы

Евгений Антропов, Евгений Сыркин и Александра Никифорова в сериале «Чистые руки»

Евгений Антропов, Евгений Сыркин и Александра Никифорова. Фото: пресс-служба первого канала.

Сериал «Чистые руки», снятый еще в 2020 году, вышел в эфир лишь недавно. Эта задержка повлияла на восприятие проекта: мирные времена съемок контрастируют с текущей реальностью, что придало сюжету о шпионах в советских декорациях некоторую расслабленность.

В центре сюжета «Чистых рук» — двое молодых инженеров-физиков, Жора и Леша, которые становятся объектом интереса КГБ. Спецслужбы, сталкиваясь с техническими трудностями в расшифровке шпионских посланий, вербуют этих талантливых друзей. Процесс вербовки осложняется нечестной конкуренцией и запутанным любовным треугольником. Все эти события разворачиваются на фоне подготовки и проведения московской Олимпиады-80, что значительно усиливает напряжение и атмосферу всеобщей подозрительности.

Появление «Чистых рук» после прошлогоднего сериала «Игры», также посвященного Олимпиаде-80, ставит проект в невыгодное положение. «Игры» отличались более звездным составом и эффектным сочетанием архивных и документальных съемок. «Чистые руки» в этом плане скромнее, но обладают своими привлекательными чертами.

Актерский состав, хоть и не амбициозный, удачно подобран под образы персонажей. Сергей Угрюмов привычно играет служащего, что вызывает ассоциации с его предыдущими ролями. Главные роли молодых инженеров исполнили Евгений Сыркин (талантливый ловелас Жора) и Евгений Антропов (ботаник Леша), а роли девушек достались Александре Никифоровой и Кристине Шелобковой. Эти актеры, пока не ставшие суперзвездами, отлично справились со своими задачами. Среди предсказуемых образов сотрудников КГБ выделяется Дмитрий Фрид в роли Бориса Зинчука, вернувшегося из Великобритании, который придает сериалу особую интригу.

Сериал «Чистые руки» насыщен сюжетными линиями и разнообразными локациями. Например, сцена у еще не разрушенного «Олимпийского» способна спровоцировать приступ архитектурной ностальгии. Количество бутафории позволяет любителям искать ошибки, несостыковки и прочие ляпы получить свое хейтерское счастье. Тем не менее, все сюжетные ветви доведены до конца, появление каждого персонажа логично, а сценаристы иногда преподносят неожиданные повороты.

Неудачным совпадением стал одновременный показ «Чистых рук» с повтором «Доктора Преображенского», который также является ретро-сериалом с элементами работы спецслужб. «Доктор Преображенский» выглядит более цельным и кинематографичным, что не идет на пользу «Чистым рукам».

Однако «Чистые руки» выделяются смелым, даже радикальным для современного телевидения подходом к романтическим отношениям. В отличие от большинства ретро-сериалов, где любовь в СССР подается со щемящей ностальгической тоской по «настоящим чувствам», здесь она изображена прагматично: союзы заключаются по «залёту», по расчету или в интересах государства. Секс напрямую связан с последствиями отсутствия контрацептивов, доступных лишь обладателям «окошка в мир капиталистического изобилия».

Эта пикантная сторона картины, где любовь находится под неусыпным контролем органов, а сами контролеры хранят валюту для недоступных товаров, ставит вопрос: кто хуже — потенциальный диссидент или патриот с красным удостоверением? Редко когда сладкое ностальгическое телеблюдо так щедро приправлено антисоветскими нотами.

Автор: Илья Литов

Опубликовано в газете `Московский комсомолец` №29588 от 20 августа 2025

Константин Белоусов
Константин Белоусов

Константин Белоусов. Экономист-аналитик, работавший в банковской сфере до перехода в журналистику. Одиннадцать лет объясняет сложные экономические процессы доступным языком. Его прогнозы и аналитика высоко ценятся читателями. Особенно интересуется влиянием мировой экономики на российские реалии и развитием финтех-индустрии.

Обзор новостей из мира софта